Строительное искусство древнего мира

Любая строительная компания, работающая на современном рынке, несомненно, полностью или частично использует строительные приёмы и технологии, уходящие корнями в века. Каким же было искусство возведения зданий в странах Древнего Мира?

Уделим сначала внимание великому эллинскому государству - Древней Греции.

В этой стране, в период времени, начиная с 1800 года до Рождества Христова, продолжалось использование принципов каменного строительства, применяемых египетскими мастерами. Однако это время явило и свои особенности и отличия в области постройки зданий.

Так особое внимание в ту пору уделялось отделке строений орнаментом. Кроме того, в силу нехватки рабской силы для постройки монументальных сооружений, таких как пирамиды, греки использовали способ разбивки строящегося сооружения на части или сегменты. Ярким примером применения подобного метода по праву может служить строительство Афинского Парфенона, который был возведён по частям, каждая из которых строилась отдельными мастерами.

Применяемые материалы

В эту эпоху, как и прежде, в строительных целях греки использовали дерево. Этот благородный материал шёл на изготовление строительных балок. Кроме того, активно применялись мрамор и известняк.

Строительные принципы

До текущего времени и в нём, выполняя проектирование зданий, греки основывались на использовании стоечно-балочной системы. Почти все греческие храмы имели в основе каменную несущую конструкцию. Сооружение с балочными перекрытиями возводилось с использованием каменных колонн и деревянных балок. Максимальный промежуток между колоннами составлял около 5-6 м. Как правило, деревянные балки опирались на каменные опоры.

Каменные крыши в это время не использовались вовсе. Дерево являлось основным материалом, применяемым для изготовления крыш.

Строительные технологии

В Греции тех времён, как и в культурах других древних стран, каждому человеческому творению стремились придать запоминающийся и неповторимый облик. Точно так же и в строительстве, каждое новое здание должно было иметь свой профиль и отличительные особенности. К примеру, для украшения зданий применялись камни, которые помещались в верхнюю часть постройки и были видны издалека.

Современных кранов тогдашняя цивилизация не имела и, тем не менее, огромного веса предметы уверенно достигали своих мест высоко над землёй.

Тяжёлые камни, используемые для украшения зданий, поднимались к месту их установки при помощи специальных машин. Что это были за машины подлинно неизвестно.

Скрытые стороны колонн имели пазы и отверстия, в которые продевались канаты для поднятия камней наверх. Для связки и скрепления камней использовались металлические штифты и скобы, в то время как строительный раствор не применялся.

Известные в своём деле мастера украшали поверхности камней специальной резьбой для повышения привлекательности зданий. Формовка использовалась очень широко и позволяла выделить каждое строение, очертив его профиль.

С целью постройки типовых, симметричных и точных в своих деталях строений сформировались и были развиты так называемые архитектурные ордера.

Здания обычно окрашивались в яркие цвета, придававшие им особый шарм.

Греческая архитектура хорошо известна своими методами оптической компенсации, которые применялись как к целому строению, так и к его отдельным частям. Местные архитекторы хорошо знали о существовании проблем оптических эффектов и умели с ними справляться. Результатом такой корректировки было то, что части здания виделись абсолютно симметричными.

Примером, иллюстрирующим применение технологии, может служить здание Афинского Парфенона. Оказывается, что его колонны в своей верхней части толще, чем в нижней. Более того, каменный цоколь Парфенона не ровный, а слегка изогнутый.

Древнегреческие чертежи

Чертежи выполнялись специальными мастерами для каждого воздвигаемого сооружения отдельно. Наносились же они непосредственно на стены строящегося здания. По окончании постройки чертежи стирались.

Все строительные методы и технологии, применяемые в Древней Греции, красноречиво свидетельствовали о высоких математических умениях, которые позднее были заимствованы римлянами.

Строительное искусство других стран

История Древнего Вавилона и Древней Персии, так же как и Греции, отмечена существованием своих собственных строительных достижений.

Мастера Вавилона и Персии достаточно глубоко развили искусство использования в строительстве обожжённого кирпича. Персы же пошли ещё дальше, применяя в постройке сооружений так называемый глазурованный кирпич (облицовочный кирпич со стекловидным цветным слоем, образующимся при обжиге).

Кирпичи клались на известковый строительный раствор. Основа конструкции оставалась неизменной, но обожжённый кирпич обеспечивал строению большую прочность. Что касается глазурованного кирпича, то он придавал поверхностям строений больше изысканности, сияя яркими цветами. Глазурованные кирпичи в основном применялись при постройке королевских дворцов.

Одним из сохранившихся произведений строительного искусства являются знаменитые вавилонские ворота Иштар, возведённые в 575 г. до н.э. Ворота Иштар представляют собой огромную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами. Ворота посвящены богине Иштар и построены из глазурованного кирпича различных цветов: жёлтого, голубого, белого.

Другим великим произведением строительного искусства Древнего Мира могут служить подземные гробницы города Микены на полуострове Пелопоннес.

Одной из самых известных является гробница Атрея. Портал гробницы был перекрыт монументальным входом - стомионом длиной в 9м. За стомионом следовала купольная зала свыше14 м в диаметре и почти такая же в высоту. Последняя предназначалась для проведения заупокойного культа и перекрывалась ложным куполом из тридцати трёх выступающих друг над другом слоёв кладки.

Изучение древней архитектуры показывает высочайший уровень знаний и практичность методик, применяемых мастерами и инженерами. В свою очередь воздвигнутые когда-то чудо-сооружения недвусмысленным образом намекают на амбициозность человека той эпохи, стремящегося создавать самобытные творения, способные войти в вековую историю.