Общественные и хозяйственные здания часть 7

Трапезная Михайловского монастыря в Киеве по объемно-пространственному решению напоминает черниговский памятник, за исключением того, что над ней высится не два купола, а один. Фасады основного корпуса решены скромнее. Окна в современном виде и по сохранившемуся обмеру середины XIX в. кажутся слишком большими. Вероятно-они были растесаны, так как показанные на чертеже верхние обрамления не совпадают с проемами. Следует отметить хорошее расположение входа — на фоне гладкой стены он логично выделен по бокам двумя оконными проемами небольшого размера.

Объемно-пространственная композиция трапезной Выдубецкого монастыря умело приспособлена к рельефу местности. Здание расположено на бровке крутого обрыва. С северной стороны продолговатый корпус является двухэтажным, а с южной — одноэтажным. В этих своеобразных условиях здание решено очень целесообразно. Не потребовалось даже устройства контрфорсов, чтобы противостоять давлению грунта на одну из степ; роль таких контрфорсов в данном случае играют мощные своды междуэтажного перекрытия.

Декоративная обработка главного фасада повторяет приемы декора Михайловской трапезной. Есть основания предполагать, что эти здания строились одним мастером, или одно из них служило образцом для другого. Достопримечательностью Выдубецкого памятника является топкая лепка портала входа; лепкой украшен также фриз. Над входом вылеплен герб полковника Стародубского-Миклашевского, который был покровителем Выдубецкого монастыря.

Трапезная Троицкого монастыря
Трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (1677—1679 гг.). Северный фасад

Трапезная Софрониевского монастыря

Трапезная Софрониевского монастыря (XVII в.). Разрез и план

Впрочем, несколько вычурный характер лепки дает основание предположить, что она выполнена позже или неоднократно поновлялась.

В принципе такими же были трапезные Максаковского и Густынского монастырей; вторая из них сохранилась до наших дней, но ее наружные формы сильно изменены перестройкой.

Сохранилась также трапезная Гамалеевского монастыря. Однокамерное помещение с южной стороны пристроено к ней позже, что видно по характеру архитектуры этой пристройки и что подтверждается планом трапезной 1795 г., на котором этой пристройки нет . Очевидно, она была сделана после пожара в 1795 г. Если в Выдубецкой трапезной использована стена откоса, то здесь использована стена монументальной монастырской ограды, к которой трапезная примыкает одной своей стороной.

Эту отличительную черту — приспособление объемно-планировочной структуры здания к конкретным условиям местности — можно видеть также на примере трапезной в ансамбле забытого и совершенно не упоминающегося в истории украинской архитектуры ансамбля Софрониевского монастыря (XVII—XVIII вв.) в окрестностях Путивля. Здание трапезной этого комплекса представляет большой интерес во многих отношениях. Как и Выдубецкая трапезная, это здание с одной стороны было одноэтажным, а с другой — двухэтажным, что было обусловлено рельефом. Судя по сохранившимся фотографиям второй половины XIX в., на здании была двускатная кровля с очень высокими фронтонами на торцах, что напоминает дом Лизогуба в Чернигове. Самое же замечательное в этом редком памятнике — это интерьер главного зала. Все вышерассмотреыные трапезные были бесстолпными, цилиндрический свод опирался на наружные стены. Софрониевская трапезная является редким на Украине примером двухстолпного зала. Два мощных столба по продольной оси помещения служат опорами свода довольно сложной формы (свод напоминает крестовый, со слабовыраженными ребрами пересечения) .

Тот факт, что Софрониевский памятник значительно отличается от рассмотренных, можно объяснить тем, что район Путивля входил в сферу воздействия русской архитектуры.

далее

septilos.ru