Соборы и церкви часть 15

Архитектура собора поистине символична. Это великолепное здание построено в честь рода Разумовских. Интерьер здесь величествен, плановое решение — богатейшее, убранство — поразительное. Но все это дворцовое великолепие выглядит совершенно неожиданным на фоне тишайшего украинского села, каким всегда был Козелец.

Козелецкий собор, построенный русским зодчим Квасовым и украинским зодчим Григоровичем-Барским, является последней страницей старого украинского зодчества и возвещает приход и утверждение новых архитектурных вкусов.

Разновидностью рассмотренного типа храмов являются пятикамерные, но однокупольные сооружения. Можно допустить, что прототипом этих центрических храмов на Украине была известная церковь в Сутковцах.

Одним из ранних произведений такого типа является церковь Николы Притисского на Подоле в Киеве, сооруженная на рубеже XVII—XVIII вв.

Оригинальным зданием, в котором получили дальнейшее развитие приемы объемно-пространственного построения, является Вознесенский собор в Переяславе (1700 г.).

По плану он несколько отличается от рассматриваемых памятников. Здесь соблюдены крестообразные очертания плана, но этот план образует девятикамериую композицию: пять — в ветвях креста и центральном подкупольном пространстве, а четыре — в наружных углах. Казалось бы, что при таком плане здание должно иметь пять куполов. Но здание увенчано одним куполом, да к тому же совсем необычных пропорций; барабан этого купола непомерно вытянут вверх. Так как возвышающиеся боковые объемы остались без куполов, их пришлось завершить фронтонами, в силу чего здание приобрело некоторые черты гражданской архитектуры.

собор в Чернигове (1679—1695 гг.). Западный фасад

Троицкий собор в Чернигове (1679—1695 гг.). Западный фасад
Собор Братского монастыря в Киеве

Собор Братского монастыря в Киеве, арх. О. Старцев (1690—1693 гг.). Южный фасад.
Чертеж XIX в.

Прекрасно выглядит интерьер этого здания. Четыре добавочные камеры представляют собой трехъярусные лоджии, что является развитием того же приема, что в Густынском Троицком соборе.

О наличии своеобразных приемов переяславских зодчих свидетельствует и другой памятник этого города — Покровский собор, 1709 г. (не существует). Это здание также имело крестообразный план с пятью главными камерами.

Оригинальной особенностью этого здания является то, что к главной апсиде с севера и юга были пристроены полукруглые башни с двумя рядами глухих ниш, что напоминает строительные приемы Киевской Руси.

Прекрасным образцом храмов этого типа является однокупольная церковь в Седневе (1690 г.) — этой своеобразной столице династии казацких старшин: генерального бунчукового товарища Якова Лизогуба
(участвовавшего при Петре I во взятии Азова, в честь чего была построена Екатерининская церковь в Чернигове) и его сыновей, черниговских полковников Семена и Ефима.

Главная особенность Седневской церкви заключается в своеобразной компоновке объемов. Все выступающие части здесь понижены. Таким образом, крестообразный характер

далее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector