Соборы и церкви часть 17

вознесенская церковь в Коропе

Вознесенская церковь в Коропе (XVIII в.)

Материалы исследования дают возможность прийти к заключению, что в течение рассматриваемого времени в монументальном культовом зодчестве Левобережья и Киева не наблюдалось строгой последовательности в строительстве зданий различных объёмно-пространственных схем — зальных, трехчастных однокупольных и трехкупольных, пятикамерных однокупольных и пятикупольных. Тип зальных зданий был редким; остальные развивались параллельно.

Разнообразие одновременно существующих типов увеличивается еще двумя типами: это столпные здания прямоугольного плана — трехкуполытые и пятикупольные.

Весьма оригинальным, комбинированным типом являются здания кубовидного объема и прямоугольного плана, которые тем не менее, по древней национальной традиции, увенчаны тремя куполами. Это собор в Ромнах (1689 г.), Фроловский собор в Киеве (1732 г.) и Георгиевский собор в селе Дансвке около Козельца (1770 г.).

Древнейший из них Троицкий собор в Ромнах представляет сооружение, объемно-плановая структура которого в принципе отличается от всех вышерассмотрепных памятников. Если в тех зданиях трехкупольное завершение увенчивало сильно расчлененный массив здания, то в данном случае здание представляет собой единый кубовидный объем. В плане он близок к квадрату. Этот массив расчленен простыми пилястрами и двумя рядами удлиненных окон с предельно простым обрамлением.

Крестообразность плана внутреннего пространства выявлена благодаря четырем опорным столбам. Форма и расположение куполов Троицкого собора традиционны. Южный и северный фасады здания увенчаны фронтонами, что в дальнейшем становится излюбленным приемом.

Собор в Ромнах и последующие соборы этого типа являются новым шагом в типологическом развитии монументальной архитектуры.

Типы многокуполъных зданий прямоугольного плана

Типы многокупольных зданий прямоугольного плана
верхний ряд —Троицкий собор в Чернигове (XVII в.), Мгарский собор (XVII в.), » Никольский собор в Киеве (арх. О. Старцев, XVII в.), Братский собор в Киеве (арх. О. Старцев, XVII в.), собор в Ромнах (XVII в.); нижний ряд Крестовоздви-женский собор в Полтаве (XVIII в.), Гамалеевский собор (XVIII в.), Фроловский собор в Киеве (XVIII в.), Георгиевский собор в Даневке (XVIII в.), Троицкий собор
в Глухове (XVIII в.)

В тоже время этот тип в какой-то мере напоминает русские кубовидные храмы XVII в., например собор в Измайлове в Москйе, собор в Рязани и др.

Георгиевский собор в Даневке отличается своим декоративным лепным убранством. Во Фроловском и Роменском соборах отсутствует такое убранство, причем именно на этом построен эффект выразительности простых плоскостей здания и нарядных фронтонов. В Георгиевском соборе фронтонов нет. Нарядность этому зданию придает декоративная лепка, которой украшены барабаны куполов и главный портал.

Новым типом храмов являются многокупольные (обычно пятикупольные) здания прямоугольного плана. Все предшествующие храмы были зданиями центрического типа. Эта центричность была выражена глав¬ным образом расположением куполов. В зданиях рассматриваемого типа купола теряют свое композиционное значение, ибо главенствующее положение занимает горизонтальный корпус самого здания.

Игарский собор. Фрагмент интерьера (1684—1692 гг.).

Игарский собор. Фрагмент интерьера (1684—1692 гг.)

далее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector