Внегородские ансамбли часть2

В тех случаях где это было возможно, главный вход в монастыри де¬лался с западной стороны и отмечался установкой колокольни или надвратной башни (Гамалеевский, Максаковский, Новгород-Северский комплексы). Исключение составляют Рыхловский и Софрониевский ансамбли, где расположить вход с западной стороны оказалось невозможным.

1 ЦГВИА, ф. 3, оп. 18, д. 2527. План XVIII в.
2 ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. 2, д. 130, л. 1-21734.
3 Схематический обмер Молчинского ансамбля в Путивле произведен в 1958 г, НИИТИ АСиА УССР.
4 ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. 2, д. 145, 1840 г.
5 Интересно отметить, что два плана Максаковского монастыря, выполненные в 30-х годах XIX в., разнятся между собой, а также значительно отличаются от обмеров с натуры. Оба плана изображены прямоугольными, что не соответствует действительности. В других случаях проверка старых планов обмерами с натурьи дает полное совпадение (например, архивные планы и обмеры с натуры Гамалеевского монастыря).

В XVII и первой половине XVIII в. крепостные стены и башни были значительно выше, тогда они являлись по-настоящему оборонными сооружениями. Окружающие рвы были глубокими, иногда наполненными водой, с перекинутыми подъемными или легко разбирающимися мостами.

Густынский монастырь

Густынский монастырь (XVII—XVIII вв.). Макет. Вид с северо-запада и с востока
(музей НИИТИ АСиА УССР)

Как отметил в своих записках Алеппский, въездные башни-колокольни часто имели большие часы с боем. В амбразурах крепостных стен виднелись жерла пушек.

Между городскими и монастырскими укреплениями не было особой разницы. Очень колоритно о таких укреплениях Киева начала XVIII в. писал И. Лукьянов: «…а по городской стене все караулы стоят крепкие, по стусажен караул от караула: и в день и в ночь все полковники ходят; тихонько осматривают, так ли крепок караул; а ночи уснуть не дают, все караул кричат и окликают: кто идет? Зело опасно блюдут сей град, да надобе блюсти»1.

На Украине хорошо сохранился один ансамбль, который напоминает русские монастыри. Это Новгород-Северский, Спасо-Преображенский монастыри. Центром этого ансамбля являлся ныне не существующий собор, на месте которого во второй половине XVIII в. был построен новый по проекту Кваренги2.

Выше говорилось, что в большинстве случаев вход в монастыри на Украине устраивался с западной стороны, а расположение зданий внутри крепостных стен (обычно кельи) составляло направляющую ось от входа к главному собору. Этот принцип полностью выдержан и в данном случае: кельи и трапезная с одной стороны и параллельный ему настоятельный корпус с другой образуют как бы коридор от входа к собору. Таким образом определяется осевое построение ансамбля в направлении запад — восток. Этот строгий порядок расположения зданий подчеркивается также зданием бурсы, которая стоит сзади собора перпендикулярно оси, как бы замыкая ее в конце.

Композиционная ось запад — восток выявлена также и в планировочном приеме въезда в монастырь.

1 Путешествие в Святую землю священника Иоанна Лукьянова в начале-XVIII в. «Русский архив», кн. 1, 1863, стр. 40.
2 Раскопки древнего здания производились архитектором Н. Холостенко (Н. Xолостенко. Исследование памятников архитектуры Новгород-Северска. Сб. сообщений Киевпроекта, № 6, 1956 г. Его же. Исследование памятника XII в. в Новгород-Северске. Там же, № 1—2, 1958 г). Возможно, что представление о первоначальном виде этого здания можно составить по титульному листу книги «А-фологион», отпечатанной в Новгород-Северской типографии в 1678 г., где изображено пятикупольное здание, непохожее ни на одно из известных древних зданий Новгород-Северска. Можно предположить, что это и есть древний собор Спасо-Преображенского монастыря.

Единственный въезд в монастырь отмечен надвратной башней — колокольней XVII в. Ее высота недостаточна для того, чтобы акцентировать въезд и подчеркнуть осевую композицию. Поэтому перед входом была устроена трапецеидальная площадка, фланкированная вынесенными вперед двумя башнями. Несомненно, что этот прием имел также оборонное значение (удобный обстрел подступов с боковых башен).

septilos.ru