Беседа десятая. Продолжение 16

Электромашинный усилитель

Л. — Найти-то их можно, но стоят они действительно очень дорого. Для этого случая имеется одно изящное решение — использовать в качестве усилителя динамомашину (такое устройство часто называют электромашинным усилителем).

Н. — Скорее расскажи мне, что это такое. Я знаю, что усиливать могут лампы и транзисторы, но я никогда не подозревал, что в качестве усилителя может выступать скромная динамомашина, установленная, как я знаю, под капотом моего автомобиля.

Л. — О, это исключительно просто. Представь себе (рис. 103) динамомашину, приводимую в движение электродвигателем.
динамомашина

Рис. 103. Динамомашина, приводимая в движение электродвигателем, дает на своих щетках ток, пропорциональный току, протекающему в ее статоре.

Если я не подам тока в обмотку электромагнита, который служит статором динамомашины, то она не даст на щетки никакого тока. Но чем больше тока пошлю я в обмотку статора, тем более высокое напряжение появится на щетках динамомашины. Для получения на щетках динамомашины электроэнергии очень большой мощности достаточно относительно небольшой мощности возбуждения статора. Практически энергию дает электродвигатель, вращающий динамомашину, тогда как протекающий по статору динамомашины ток служит лишь для создания магнитного поля, что возможно достичь затратой небольшой энергии, если согласиться намотать большое количество провода.

Н. — Чудесно! Так, значит, ток с этой динамомашины ты посылаешь в двигатель, которым ты должен управлять, а транзисторный усилитель используешь только для регулирования тока в обмотке статора динамомашины?

Л. — Совершенно верно. В такой системе усилитель, собранный на самых обычных и дешевых транзисторах, позволяет регулировать скорость вращения двигателя мощностью в несколько киловатт. Я уже воспользовался этим методом и с помощью очень скромного усилителя управлял вращением многотонной башни радиолокационной антенны.

Н. — В самом деле очень эффективное решение, но один момент меня очень огорчает! В этом случае ты вынужден устанавливать три машины: двигатель, вращающий динамомашину-усилитель, саму динамомашину и двигатель, в который ты посылаешь ток этой динамомашины. Поистине колоссальное достижение в наш век миниатюризации!

Л. — Ты назвал весьма существенный недостаток системы, но, кроме того, приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, возникающими из-за остаточного магнетизма в статоре динамомашины, для устранения которых требуются довольно сложные системы коррекции. Поэтому параллельно разработали другой чрезвычайно хитроумный метод, заключающийся в питании -двигателя постоянного тока с помощью тиратронов.

septilos.ru