Беседа десятая. Продолжение 21

Синхронизация с частотой сети переменного тока

Л. — Ты прав. Схема на рис. 107 предназначена для того, чтобы объяснить тебе, как работает однопереходный транзистор и как его подключают к тиратрону. Но если тебе нужна полная схема, пригодная для практического использования, то посмотри на рис. 108; ты легко в ней разберешься.

Н. — И ты решаешься назвать ее легкой! Да твоя схема просто дьявольски сложная.

Л. — Совсем нет, просто, как и в любой схеме, нужно постараться рассматривать один элемент за другим. Ты видишь, что переменное напряжение U через нагрузку подается к тиратрону. Через эту нагрузку (ею может быть якорь двигателя) протекает ток тиратрона (в те полупериоды, при которых анод становится положительным относительно катода), когда тиратрон находится в возбужденном состоянии. Напряжение на выводах тиратрона используется для получения с помощью резистора и Диода Зенера (стабилитрона) напряжения питания для одно-переходного транзистора. Как только напряжение на выводах тиратрона становится положительным и по своей величине хотя бы немного выше напряжения диода Зенера, резистор поддерживает между точками А и В постоянное напряжение, равное напряжению Зенера.
Если напряжение на выводах тиратрона отрицательное (анод отрицателен относительно катода), диод Зенера работает как обычный диод и поддерживает потенциал точки А на уровне, почти равном потенциалу точки В. Следовательно, цепочка однопереходного транзистора теперь питается напряжением, существующим между точками А и В, которое заменяет напряжение Е со схемы (рис. 107). Конденсатор С начинает заряжаться точно

схема управления

Рис. 108. Полная схема управления средним значением тока в нагрузке с помощью полупро-водникового тиратрона, получающего пусковые импульсы от однопереходного транзистора.

в тот момент, когда напряжение на выводах тиратрона становится таким, что анод становится положительным относительно катода. Конденсатор перестает заряжаться в тот момент, когда его заряд становится достаточным, чтобы сделать однопереходный транзистор проводящим.

Если транзистор Т заперт, конденсатор заряжается быстро и возникающий на выводах резистора R3 импульс возбудит тиратрон практически уже в начале положительного полупериода. Если же ток от источника е, поступающий на базу транзистора Т, не запирает последний, то ток транзистора разряжает конденсатор. Следовательно, конденсатор будет заряжаться медленнее, в результате чего включение однопереходного транзистора, а значит, и возбуждение тиратрона произойдут позднее. Поэтому средний ток, протекающий по тиратрону, будет очень маленький.

Н. — Все это далеко не так просто, как ты говоришь. Но тем не менее я уследил за твоими объяснениями. Однако в этой схеме, как и во всех предыдущих, одно обстоятельство меня огорчает: практически используется только один полупериод переменного напряжения, а другой неизбежно теряется.

Л. — Верно, а если это тебя огорчает, можно использовать два тиратрона, включенных в противоположных направлениях; каждый из этих тиратронов работает только один полупериод. В этом случае понадобится еще два обычных диода, их соединяют с обоими тиратронами так, чтобы токи обоих полупериодов протекали по нагрузке в одном направлении. Как ты видишь, в конечном итоге схема получилась не такой уж сложной и она превосходно может использоваться для управления двигателями. очень большой мощности.

Н. — Мне очень хочется тебе верить., но остался еще один и, по-видимому, последний беспокоящий меня вопрос: проходящий по двигателю ток резко возрастает и, если мы хотим его уменьшить, то уменьшаем время протекания тока по тиратрону и, следовательно, по обмотке двигателя. Не следует ли нам приготовиться к перенапряжениям, порождаемым явлением самоиндукции, а затем к реакции двигателя, которому явно не понравятся такие резкие скачки?

Л. — Что касается двигателя, то я могу лишь выразить ему свое соболезнование. У меня есть один двигатель, работающий в таких условиях, но он ни разу не приходил жаловаться. Твое замечание относительно вызываемых самоиндукцией напряжений значительно серьезнее. Эти перенапряжения действительно могут нам мешать, во всяком случае они несколько осложняют работу системы, хотя и не требуют внесения значительных изменений в показанную мною схему, которая весьма близка к применяющейся на практике Н. — Я вижу, что твой двигатель приспосабливается к навязанным ему условиям, но я чувствую, что мой мозг очень близок к насыщению, и считаю целесообразным перенести продолжение беседы на завтра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector