9.8. Правила строповки и перемещения грузов

Руководство предприятия, стройки или владелец крана, если он сам производит работы кранами, должны обеспечить стропальщиков рассчитанными, испытанными и промаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой надлежащей грузоподъемности, а также выделить место для укладки грузов, оборудовав это место необходимыми приспособлениями (прокладками, подставками и т. п. ), и проинструктировать крановщика и стропальщика о порядке и габаритах складирования.

В кабине башенного крана, применяемого для выполнения строительно-монтажных работ, или на месте производства работ должны быть вывешены списки перемешаемых краном грузов с указанием их массы. Списки должны быть выданы на руки крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны, применяемые для таких работ. Для других кранов (например, мостовых, козловых) составления списка перемещаемых грузов не требуется.

Для строповки груза, предназначенного для подъема, должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

Использовать проволоку вместо стропов или поднимать груз с зацепкой стропами за обвязочную проволоку можно только в исключительных технически обоснованных случаях в строгом соответствии с инструкцией, утверждаемой главным инженером предприятия, и при условии, что в отраслевых правилах безопасности не содержится прямого запрещения на такое использование. Для обвязки и подъема строительных деталей на строительных площадках, а также во всех других случаях, где обвязка и подъем груза могут быть произведены с помощью инвентарных стропов, применение проволоки не допускается.

Подъем и перемещение мелкоштучных грузов должны производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна быть исключена возможность выпадения отдельных грузов.

Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин. При подъеме кирпича на строящееся здание поддон должен быть снабжен ограждением или из зоны перемещения груза должны быть удалены люди.

Способы безопасного подъема кирпича на строящееся здание следует отразить в проекте производства строительно-монтажных работ (см. гл. 4. 6 данного справочника).

Все железобетонные и бетонные изделия, предназначенные к подъему кранами, кроме изделий массой 500 кг и менее, должны иметь маркировку и указания о фактической массе. Такая маркировка должна производиться на заводах-изготовителях на основании контрольного взвешивания изделий.

Груз для проверки правильности его строповки (обвязки и зацепки) должен быть предварительно поднят на высоту 200—300 мм. Подъемом на эту же высоту производится проверка надежности действия тормоза.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема и перемещения, если груз висит на высоте не более 1 м от уровня площадки (пола цеха, платформы и т. п. ), на которой находится стропальщик.

При установке деталей на станок, а также при выполнении ряда технологических операций необходимо производить разворот груза руками, что предусмотрено п. «к» ст. 346 Правил по кранам. При этом строповка груза должна быть надежной и исключать возможность случайной отдачи его.

При монтаже зданий поданный к месту установки элемент (конструкция) может наводиться монтажником на место установки при нахождении ее не более 30 см выше проектного положения (п. 14-14 СНиП III-A. 11—70).

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не разрешается нахождение людей (в том числе лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования, так как вследствие возможного ошибочного включения крановщиком механизмов крана человек может быть прижат к ним грузом. Опасность для людей в этом случае представляет также раскачивание груза.

Указанное правило безопасности следует также строго выполнять и при опускании груза.

Перемещать груз в горизонтальном направлении можно лишь тогда, когда он предварительно поднят на 0, 5 м выше встречающегося на пути оборудования, штабелей груза и других предметов (ст. 346, п. «л» Правил по кранам).

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания установленного груза. На место установки груза, обвязанного стропами, должны быть предварительно уложены прочные прокладки для того, чтобы стропы или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, без нарушения установленых для складирования груза габаритов и без загромождения проходов. При установлении габаритов складирования и ширины проходов руководствуются отраслевыми Правилами безопасности, картами складирования и др.

Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается производить оттягивание его, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза.

При транспортировании груза по цеху мостовым краном стропальщик должен следовать за грузом. Идти впереди груза опасно, так как не исключена возможность удара стропальщика. Кроме того, стропальщик должен видеть положение груза и состояние его строповки.

Для разворота длинномерных и громоздких грузов, перемещаемых кранов, должны применяться специальные крючья.

Нельзя производить выравнивание поднимаемого или перемещаемого груза собственной массой, а также поправлять стропы на весу.

Для подачи груза в оконные проемы и на балконы должны применяться специальные приемочные площадки, конструкцию которых следует приводить в проекте производства строительно-монтажных работ, или специальные подъемные механизмы.

Подъем, перемещение и опускание груза не должны производиться при нахождении людей под грузом. Не допускается также производить подъем краном груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами, залитого бетоном, застывшего в печи или приваренного после слива, освобождение защемленных грузов стропов, а также подъем груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector