9.9. Схемы строповки и кантовки грузов

Способы правильной строповки грузов с графическим изображением должны быть разработаны на предприятии (стройке) в следующих случаях:

  • а) груз, предназначенный к подъему и перемещению кранами, не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов) для строповки;
  • б) груз снабжен специальными устройствами для строповки, но может быть поднят с помощью этих устройств в различных положениях;
  • в) груз является деталями и узлами машин, перемещаемыми кранами во время монтажа, демонтажа и ремонта;
  • г) при кантовке грузов с помощью кранов.

    Если на перечисленные в пунктах «а», «б», «в» груз не имеется разработанных схем строповки, то подъем его должен производиться в присутствии или под руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

    Строповка элементов и конструкций при выполнении монтажных работ на строительстве зданий и сооружений из крупноразмерных элементов и конструкций должна производиться по схемам, составленным с учетом прочности и устойчивости поднимаемых конструкций при монтажных нагрузках (СНиП III-A. ll—70, п. 14. 6).

    Схемы графического изображения строповки грузов, разработанные непосредственно па предприятии, производящем работы кранами, утверждаются главным инженером после рассмотрения и согласования соответствующими службами предприятия. Схемы могут быть также утверждены руководством организации, в системе которой находится предприятие, производящее работы.

    На схемах изображается груз, подвешенный с помощью съемного грузозахватного приспособления (строп, траверс и т. п. ) к крюку крана. Особенно четко должен быть изображен узел сопряжения съемного грузозахватного приспособления с грузом. При необходимости этот узел изображается отдельно.

    Схемы строповки могут быть разработаны по группам сходных изделий, деталей и узлов в пределах установленной предприятием группы весов.

    Схемы графического изображения строповки должны вывешиваться в местах производства работ или выдаваться на руки стропальщикам и крановщикам. Исключение может быть допущено по согласованию с местными органами госгортехнадзора, если рабочие постоянно выполняют однотипные операции по строповке, хорошо знают правильное ее выполнение и не допускают нарушений.

    Иногда на предприятиях с помощью крана выполняют кантовку груза, т. е. переворачивание груза па другую сторону (например, при сварке металлоконструкций). Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленным схемам, в которых должны быть отражены последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работы.

    Для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо предусматривать специальные кантователи. Единичные крупногабаритные детали переворачивают кранами на специальных кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу. При отсутствии кантовальных площадок кантовка производится в специально отведенных местах. Размеры кантовальных площадок и вид амортизирующей поверхности (деревянный, дощатый или бревенчатый настил и т. п. ) выбираются с учетом размеров кантуемых изделий и их массы.

    При кантовке груза рекомендуется выполнять следующие меры безопасности:

  • а) стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс один метр; стоять со стороны прокладок, на которые опускается груз, воспрещается;
  • б) кантовка тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации производится стропальщиком в присутствии или под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами; при проведении кантовочных операций тяжелыми грузами считаются грузы массой более 75% грузоподъемности механизма подъема, грузами сложной конфигурации — грузы со смещением центра тяжести и особо оговоренные в технологических картах на кантовку грузов.
  • septilos.ru