11.5. Обслуживающий персонал и его квалификация

Для управления и обслуживания кранов с машинным приводом владелец обязан назначить Крановщиков (машинистов) и слесарей, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, электромонтеров (ст. 304 Правил по кранам).

Для подвешивания груза на крюк кранов (кроме кранов, управляемых с пола или со стационарного пульта) назначаются стропальщики. Указанные лица должны быть не моложе 18 лет. Крановщиком и помощники крановщиков перед назначением на работу и периодически один раз в 12 мес. проходят медицинское освидетельствование в порядке, установленном приказом министерства здравоохранения СССР от 30 мая 1969 г. № 400 «О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся». Медицинские противопоказания для крановщиков башенных, козловых, мостовых, гусеничных, автомобильных к железнодорожных кранов содержатся в перечне № 2 Б и В приложения № 6 к этому приказу.

Необходимость медицинского освидетельствования стропальщиков, слесарей, электромонтеров, а также рабочих основных профессий, допускаемых к обслуживанию грузоподъемных машин, управляемых с пола или со стационарного пульта. Правилами по кранам не предусматривается и на основании приказа № 400 Министерства здравоохранения СССР определяется медсанчастью предприятия, где они работают.

На паровые краны для обслуживания парового котла, помимо машиниста, должен назначаться его помощник. Необходимость назначения помощника крановщика на краны с другим приводом определяется администрацией, при этом для стреловых самоходных кранов следует руководствоваться указаниями, содержащимися в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации крана.

Управление автомобильным краном может быть поручено шоферу после обучения его по программе для крановщиков и аттестации квалификационной комиссией.

Крановщики, машинисты, помощники крановщиков и машинистов, слесари, электромонтеры и стропальщики перед допуском к обслуживанию крана должны быть обучены и аттестованы квалификационной комиссией. Подготовка и аттестация рабочих, связанных с обслуживанием грузоподъемных кранов, производятся в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам с предприятиями и организациями, а также на курсах и в технических школах. Допускаются подготовка и аттестация этих рабочих непосредственно на предприятии, располагающем базой для обучения (классными комнатами, программами, наглядными пособиями, квалифицированными преподавателями и инструкторами производственного обучения и т. п. ). Обучение должно производиться курсовым методом, по программам, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию или министерствами и ведомствами. Индивидуальная и бригадная подготовка по этим профессиям не допускается.

Состав квалификационных комиссий и порядок аттестации персонала а профессионально-технических учебных заведениях и институтах технического обучения определяются по существенному для них положению. Состав квалификационной комиссии по аттестации персонала, обученного в учебных комбинатах, учебных пунктах, технических школах и на специальных курсах предприятии, установлен п. 29 «Типового положения по подготовке и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве», утвержденного 8 октября 1968 г. Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Гоосударственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС.

В состав комиссии должны входить:

  • а)          главный инженер предприятия (организации) или его заместитель (председатель комиссии);
  • б)    руководитель технического обучения (начальник отдела, бюро или инженер по производственно-техническому обучению);
  • в)         руководитель соответствующего цеха (отдела, участка) или лицо, ответственное за исправное состояние объектов данного цеха (участка);
  • г)         представитель отдела техники безопасности или технического надзора предприятия;
  • д)         начальник отдела труда и заработной платы;
  • е)    представитель фабрично-заводского, местного комитета профсоюза;
  • ж)     лицо, производившее обучение.
  • В состав квалификационной комиссии обычно также включаются в качестве заместителя председателя главный механик или главный энергетик. Не разрешается проведение экзаменов комиссией в составе менее трех человек и при отсутствии специалистов соответствующей квалификации.

    Аттестация машинистов (крановщиков) кранов всех типов, управляемых из кабины, а также помощников машинистов паровых кранов производится при участии в комиссии инспектора. Администрация предприятия (учебного заведения) обязана не позднее чем за 10 дней предупредить инспектора о дне работы квалификационной комиссии, в которой он должен принять участие. При неявке инспектора в установленный день по согласованию с руководством местного органа технадзора назначается новое время проведения экзаменов.

    Присутствие инспектора при аттестации слесарей, монтеров, стропальщиков, помощников машинистов непаровых кранов, а также крановщиков, обслуживающих крапы, не подлежащие регистрации в органах технадзора, не обязательно.

    Результаты аттестации должны оформляться протоколом (рекомендуемая форма протокола приведена в приложении 1). Рабочим, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение (приложение 2) за подписью председателя комиссии, а крановщикам (машинистам) за подписью председателя комиссии и инспектора. Подпись инспектора должна быть также в удостоверении помощника крановщика парового крана. Для крановщика и стропальщика оно должно снабжаться фотокарточкой. При заполнении удостоверения крановщика должен быть указан тип крана, к уп равлению которого он допущен. Эта запись должна соответствовать квалификационной характеристике, указанной в программе, по которой производилось обучение.

    Если крановщик обучен и аттестован па право управления крапами двух и более типов, то ему может быть выдано одно общее удостоверение с перечислением в нем этих кранов. Удостоверение должно быть подписано председателем квалификационной комиссии и инспектором.

    Иногда удостоверение машиниста снабжают специальными талонами, погашаемыми при нарушении правил безопасного производства работ. Порядок погашения устанавливается предприятием, выдавшим машинисту удостоверение с талонами.

    Крановщик и стропальщик во время работы удостоверение должны иметь при себе. Взамен утерянного или пришедшего в негодность удостоверения персоналу по его письменному заявлению может быть выдан дубликат. Дубликат выдается на основании протокола квалификационной комиссии за подписью председателя комиссии или руководителя предприятия, если председатель уже не работает на данном предприятии. При этом для персонала, аттестация которого проводилась в комиссии с участием инспектора, на дубликате должна быть соответствующая отметка (подтверждение) местного органа госгортехнадзора (управления округа, районная горнотехническая инспекция и т. п. ). Эта отметка делается на основании предъявленного в орган технадзора протокола или остатков удостоверения с сохранившимися подписями председателя комиссии и инспектора или только председателя комиссии для случаев, когда подпись инспектора, согласно действующим в период выдачи удостоверения Правилам, не требовалась.

    Машинистам кранов с электрическим приводом присваивается квалификационная группа по электробезопасности в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей. Эта группа должна быть не ниже II, а для машинистов, допущенных к наладке и ремонту электрооборудования крана, не ниже III (п. ЭIII-6-4 ПТЭ).

    Крановщикам автомобильных, железнодорожных и других стреловых самоходных кранов с электрическим приводом механизмов также должна быть присвоена II группа по электробезопасности, если предусмотрена возможность питания крана от внешней сети. О присвоении квалификационной группы по электробезопасности выдается специальное удостоверение, подписанное главным энергетиком предприятия.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    septilos.ru
    Adblock
    detector