5.2 Грузозахватные органы

Грузовые крюки и петли, применяемые для кранов, должны изготовляться ковкой или штамповкой. Крюки могут быть также изготовлены из отдельных пластин, соединенных заклепками. Применение литых. крюков и петель может допускаться в отдельных случаях при наличии фирменной документации, подтверждающей качество изготовления крюков, по решению органов технадзора.
Правилами по кранам (ст. 88—94) регламентированы требования только к грузовым крюкам, т. е. крюкам, применяемым в качестве детали грузоподъемной машины. На крюки, применяемые для строгов и других съемных грузозахватных приспособлений, эти требования не распространяются. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны соответствовать требованиям ГОСТ 6627—56 «Крюки однорогие. Заготовки. Конструкция и размеры», ГОСТ 6628—66 «Крюки двурогие Основные параметры и размеры» и ГОСТ 12840—67 «Крюки однорогие с предохранительными замками. Конструкция и размеры».

На грузовые петли (рис. 5. 6), применяемые вместо крюков в портовых кранах большой грузоподъемности, стандарта не имеется и изготовление их производится по индивидуальным расчетам и чертежам.

Для предотвращения закручивания грузовых канатов во время строповки груза крюки должны легко вращаться в крюковой подвеске, для чего она снабжается закрытой шариковой опорой. Применение таких опор при нагрузках свыше 3 тс обязательно. за исключением крюков специального назначения (применяемых в траверсах литейных кранов; для подвешивания грузового электромагнита и др.).

На рис. 5. 7 изображена подвеска однорогого крюка мостового крана, а на рис. 5. 8 — подвеска крюка портального крана, удовлетворяющего Правилам Регистра СССР.
Грузоподъемность однорогих крюков, изготовляемых по ГОСТ 6627—66, зависит

Грузовые петли

Рисунок 5. 6, Грузовые петли: а —-цельнокованая; б — составная

крюковая подвеска

Рисунок 5. 7. Крюковая подвеска мостового крана:
1 — гайка; 2 — шарикоподшипник;. 3—траверса; 4— щека; 5 — планка; 6 — ось блоков

крюковая подвеска

Таблица 5.4 Наибольшая грузоподъемность крюков, С

наибольшая грузоподъемность

от режима работы механизма, на котором они применяются. Эта зависимость приведена в табл. 5. 4. Из таблицы видно, что один и тот же крюк может быть применен в кранах различной грузоподъемности.

Пластинчатые крюки изготовляются в соответствии с ГОСТ 0619—05 двух типов: однорогие грузоподъемностью от 40 до 315 тс включительно, предназначенные для литейных кранов, и двурогие грузоподъемностью от 80 до 320 тс включительно, предназначенные для кранов общего назначения.

Кованые и штампованные однорогие и двурогие крюки изготовляются по техническим требованиям ГОСТ 2105—64* из стали 20 по ГОСТ 1050—30. Допускается изготовление крюков из стали марки 20Г. Крюки после отковки и штамповки подвергаются нормализации и очищаются от окалины. На каждом крюке после проверки соответствия его требованиям стандарта на установленном для маркировки месте должны быть нанесены: товарный знак предприятия-поставщика, номер крюка по стандарту, номер плавки, заводской номер крюка и год изготовления (две последние цифры). Заводской номер крюка обычно проставляется только на крюках большой грузоподъемности: от № 18 до № 26 для однорогих и от № 5 до № 14 для двурогих крюков, предъявленных к сдаче в индивидуальном порядке.

Каждый изготовленный крюк покрывается противокоррозионной краской, а обработанная часть хвостовика смазывается составом, предохраняющим от коррозии. Кроме того, каждый крюк (партия крюков), поставляемый отдельно от подъемного механизма, должен снабжаться документом, удостоверяющим соответствие его требованиям стандарта и содержащим сведения о наименовании организации, в систему которой входят предприятие-поставщик, наименование или товарный знак предприятия-поставщика и его адрес, количество крюков в партии, год и месяц выпуска, сертификат поковок, результаты проверок и испытаний и номер стандарта, по технически требованиям которого изготовлен крюк. Сведения о крюке, поставляемом вместе с краном, указываются в паспорте последнего. подвеска пластинчатого крюка

Рисунок 5.9. Подвеска пластинчатого крюка

Крепление двурогих пластинчатых крюков к крюковой подвеске (рис. 5. 9) осуществляется с помощью вилки (рис. 5. 10), которая должна иметь такую же маркировку, как и крюк (ст. 93 Правил по кранам).

Крепление кованого и штампованного крюков, а также пилки пластинчатого крюка в траверсе должно производиться с помощью стопорной планки, которая вкладывается в паз, профрезерованный в возвышающейся над гайкой хвостовой части крюка, и привертывается к гайке двумя болтами (рис. 5. 11).

Вилка для крепления крюка
Рисунок 5.10. Вилка для крепления пластинчатого крюка

крюк в сборе
Рисунок 5.11. Крюк в сборе:
1 — предохранительный замок; 2 — стопорная планка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector