6.11.1 Противоугонные устройства

с цепью, один конец которой шарнирно прикреплен к копиру, а второй наматывается на диск. Губки захвата автоматически разжимаются электрогидравлическим толкателем. Величина удерживающей силы захвата определяется массой груза, поднимаемого толкателем, и может регулироваться от 5 до 11 тс. Захват может устанавливаться как на балочные ходовые тележки крана, так и па балансирные механизмы передвижения со стороны холостого колеса.

При появлении ветра, скорость которого превышает допустимую рабочую, сигнализатор отключает механизм передвижения крапа и дает сигнал на захват. Электрогидравлический толкатель 1 обесточивается и груз 2 включает фрикционную муфту 3. Захват подготовлен к работе, но при этом его элементы не находятся под нагрузкой и не изнашиваются. При появлении опасного ветра, т. е. при угоне крана ходовым колесом, через шестерни и муфту поворачивается диск 4, который через цепь 5 привода копира 6 ставит рычаги 7 в положение, при котором губки 8 захвата зажимают рельс.

В комплект противоугонных устройств входит автоматический сигнализатор скорости ветра АССВ, состоящий из датчика скорости ветра и командно-сигнального блока.

Датчик представляет собой приемник — трехчашечную вертушку анемометрического типа, связанную кинематически через редуктор с кулачковым валом, кулачки которого взаимодействуют с двумя электрическими контактами. Командно-сигнальный блок состоит из двух промежуточных реле, специального реле времени моторного типа, приводимого в действие от синхронного электродвигателя и трех сигнальных ламп и кнопок. Аппаратура смонтирована на гетинаксовой передней панели корпуса блока.

Автоматические противоугонные захваты обоих типов и прибор АССВ прошли испытание на Днепровском механическом центральном экспериментальном заводе. Установка таких захватов разработана для козловых кранов, указанных в табл. 6.3.

Таблица 6.3 Характеристика козловых кранов

характеристика козловых кранов

Кинематическая схема автоматического противоугонного захвата, разработанного инженерами Ясиноватовского машиностроительного завода, для козловых кранов приведена на рис. 6. 34. Захват вступает в работу от сигнала, поданного ветромером при достижении скорости ветра более 12, 5 м/с или после отключения рубильника крана. Сигнал подается на электромагнит 1, который, обесточиваясь, приводит в движение систему рычагов 2 и пружину 3. Пружина, разжимаясь, вводит в зацепление кулачковую муфту 4, сидящую на направляющей шпонке вала холостого катка механизма передвижения крана.

При перемещении крана под действием ветра вращение от вала 5 катка будет передаваться через кулачковую муфту на водило 6 с закрепленными на его осях 7 собачками 8 храпового устройства. Храповое устройство двустороннего действия срабатывает при перемещении крана вперед и назад. Получив вращение от водила, храповик в блоке со звездочкой 9 или 10 через цепную передачу передает вращение (непосредственно или через пару зубчатых колес 11 и 12) на кулачковую полумуфту 13, соединенную с помощью шлицевого соединения с винтом 15, имеющим правую и левую трапецеидальную резьбу.

С винтом соединяются гайки — правая 16 и левая 17. Гайки своими цапфами входят в пазы клещевин 18 и 19. При вращении винта гайки начнут расходиться от середины винта к его концам, увлекая за собой клещевины. Верхние плечи клещевин будут расходиться, а нижние сходиться, зажимая головку рельса.

Для обеспечения соосности губок клещевин с осью рельса клещевины выполнены самоцентрирующимися, что достигается возможностью смещения шарнирного валика 20 в пазу кронштейна и смещения винта на шлицах вдоль оси шлицевого вала.

Для развода губок клещей и освобождения головки рельса необходимо опустить гайку 21, затем, вращая гайку 22 против часовой стрелки, вывести кулачковую полумуфту 13 на защепление с зубчатым блоком. Вращением рукоятки 23 шлицевого вала 14 губки клещей разводятся до упора. В этом положении концевой выключатель, закрепленный на гайке клещевины, должен замкнуть электрическую цепь. После вращения гайки 22 в обратном направлении кулачковая полумуфта 13 вводится в зацепление с зубчатым блоком, закрепляется гайкой 21 и захват не препятствует передвижению крана.

При передвижении крана губки клещей захвата должны быть разведены в крайнее положение, в противном случае электроблокировка должна отключить питание крана.

При отключенном рубильнике автоматический противоугонный захват готов к действию. Следовательно, крановщик при уходе с крана или появлении сильного ветра должен отключить рубильник.

Для обеспечения нормальной работы автоматического противоугонного захвата необходимо выполнять разработанные авторами захвата мероприятия по уходу и смазке.

кинематическая схема

Клещевые захваты с приводом от ходового колеса крана разработаны Белгородским котлостроительным заводом на базе чертежей Ясиноватовского машиностроительного завода. Конструктивно захват выполнен иначе и схематически представлен на рис. 6.35.

Вращение ходового колеса 1 передается цепной передачей 2 через кулачковую муфту 3 на специальный редуктор 6, который передает одностороннее вращение винту 5 при движении крана в любом направлении. При вращении винта верхние концы рычага клещей 4 разжимаются, а нижние захватывают головку рельса, затормаживая кран. Отключение механизма захвата производится при срабатывании электромагнита 7 передвижением подвижной полумуфты вдоль ведущего вала редуктора.

Электрической схемой (рис. 6.36) предусмотрено отключение захватов только при работе механизма передвижения крана, а также невозможность включения линейного контактора защитной панели при срабатывании клещевых захватов. Это достигается тем, что концевые выключатели BK31 и ВКЗ2 устанавливаются на рычагах захватов, разрывают цепь управления краном. Электромагнит отключается после полной остановки крана с учетом максимального тормозного пути. Захваты могут работать при отсутствии электроэнергии и не требу от специального включения их в работу.

Эксплуатация захвата на козловом кране ККУ-10 подтвердила его надежность. Захват может быть изготовлен на неспециализированном машиностроительном заводе.

Для кранов, работающих в морских портах, когда применение противоугонных рельсовых захватов невозможно из-за конструктивных особенностей подкранового пути, владельцем должны быть приняты другие меры по предупреждению угона крана ветром, например, путем крепления крана в нерабочем состоянии цепями, растяжками, штырями и т. п. к фундаментам или специальным якорям. Это требование Правил по кранам вытекает из специфики устройства подкрановых путей портальных кранов, работающих на причалах. Для удобства проезда по портовой территории погрузочного транспорта подкрановый путь, как правило, выполняется заглубленным, а головка рельса находится на одном уровне с причалом. Пространство а (см. рис. 6.37) обычно бывает заполнено материалом (землей, песком и т. п. ), который трудно удалить, особенно в зимнее время, когда он смерзается.
Использования в таких случаях противоугонных захватов, удерживающая сила которых создается за счет прижатия губок захватов к боковым поверхностям рельса, оказывается невозможной.

Черноморским ЦПКБ спроектировано противоугонное устройство, в котором удерживающая сила создается роликами (рис. 6.37), расположенными на затяжке портала. При передвижении крана ролик 1 захвата приподнят над рельсом 2 гидроцилиндром 3 с помощью тяги 4 и сопротивления передвижению не оказывает. Во время стоянки крана ролик опущен на рельс. Бла¬годаря пазу 5 в тяге при перемещении крана на небольшое расстояние движения ро¬лика вдоль рельса не происходит. В случае возникновения угонной силы, вызывающей перемещение крана, башмак 6 надвигается над роликом и прижимает его к рельсу. Возникающая при этом сила трения уравновешивает силу угона. Если угонная сила, вызванная ветром нерабочего состояния, превысит определенную величину, то башмак будет накатываться на ролик 1, а одна из опор крана оторвется от рельса. Это накатывание будет происходить до тех пор, пока упор 7 башмака не войдет в соприкосновение с роликом, что вызовет остановку крана.

Черноморским ЦПКБ (инж. Ф. И. Фрайдман) разработана также методика расчета этого противоугонного устройства.
Для своевременного отключения механизмов крана и приведения в действие противоугонных устройств при действии ветровых нагрузок, превосходящих по величине допустимые, на кранах устанавливаются датчики скорости или давления ветра (ветромеры). Эти датчики могут быть флюгерного, вертушечного, гидростатического или генераторного типов. Датчики дают сигналы независимо от направления действия ветра.

Для Козловых кранов наибольшую опасность представляют ветровке нагрузки, действующие вдоль подкрановых путей. Эта особенность требует установки на кранах датчиков, которые подают сигнал только при действии ветровых нагрузок определенного направления. Таким датчиком является сигнализатор давления ветра СДЗ, серийно изготовляемый отечественной промышленностью.

Сигнализатор СДВ устанавливается на верхней точке крана, не находящейся в аэродинамической тени. При этом измерительное крыло располагается вдоль пролетного строения крана, т. е. перпендикулярно опасному действию ветра. Первая контактная группа сигнализатора настраивается на давление ветра 15 кгс/м2. вторая — на срабатывание прибора при давлениях ветра в пределах 20—40 кгс/м2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector