2.3.2 Башенные краны

Башенные краны, предназначенные для строительства многоэтажных зданий, имеют телескопические устройства, позволяющие изменить высоту башни в период постройки здания. Кран с телескопическим устройством KB-J60. 2 показан на рис, 2.8.

общий вид башенного крана

Рисунок 2.8 Общий вид башенного крана КБ-160.2:
1— тележка; 2—ходовая рама; 3—монтажный барабан; 4 — стреловая лебедка; 5 — балласт; 6 — стреловой канат; 7 — грузовой канат; 8 — ка­бина; 9—стреловой расчал; 10 — стрела; 11—датчик ограничителя грузоподъемности; 12 — крюковая обойма; 13 — башня; 14 — грузовая лебедка; 15 — механизм поворота; 16 — поворотная платфор­ма; 17 — опорно-поворотный круг

Башня крана состоит из неподвижной секции (портала) и выдвижных секций. Всего выдвижная часть крана включает четыре инвентарные секции длиной 5, 6 м каждая и одну головную секцию. Выдвижная часть опирается основанием на портал, установленный на поворотной платформе и удерживаемый в вертикальном положении телескопическими подкосами. Башня выдвигается полиспастом, канат которого одним концом закрепляется в верхней обвязке портала, а другой закрепляется на барабане грузовой лебедки. При этом грузовой канат снимается с барабана.

Кабина машиниста размещается в головной секции башни па уровне подвеса стрелы. По мере подращивания башни кабина поднимается вверх.

Стрелы башенных кранов выполняются с перемещающейся по ним тележкой или без нее. В последнем случае полезная нагрузка приложена к крайней точке стрелы. Наличие тележки позволяет подавать груз в назначенное место без перемещения самого крана и повысить плавность движения груза при изменении вылета стрелы. Однако краны, оборудованные такой (балочной) стрелой, имеют меньшую высоту подъема груза, так как стрела при нормальной работе расположена горизонтально.

У некоторых кранов (БТК 5/8, КБК-160. 2) грузовая тележка может быть жестко закреплена на конце стрелы и кран в этом случае работает как с обычной подъемной стрелой. Для уменьшения габаритов при перевозке стрела может быть выполнена складывающейся.

Изменение угла наклона стрелы у башенных кранов осуществляется путем сокращения или удлинения стрелового полиспаста с помощью ручной или электрической лебедки или путем перепасовки полиспастов. Изменение вылета у кранов с подъемной стрелой может быть установочным, т. е. без груза на крюке, или маневровым, т. е. с грузом на крюке.

Для уравновешивания массы стрелы и части грузового момента башенные краны снабжаются противовесом. Противовес выполняется в виде неподвижной противовесовой консоли или груз подвешивается к тяге, которая закрепляется к противовесной части стрелы, или плиты противовеса размещаются на поворотной платформе крана.

На некоторых башенных кранах ранних выпусков (БК-5, СБК-2) были применены
качающиеся противовесные консоли для соблюдения постоянного соотношения между моментом от груза и противовеса при различных углах наклона стрелы. Башня крана устанавливается на опорной части, предназначенной для передачи усилия от башни через ходовые колеса на крановый путь. Опорная часть выполняется в виде ходовой рамы, пирамидального шатра или портала и снабжается ходовыми тележками. Типы и основные параметры ходовых тележек башенных кранов регламентированы ГОСТ 14643—69. Стандартные тележки могут изготовляться двух типов (I — ведущая, II-ведомая) с числом колес от 2 до 8 в зависимости от вертикальной нагрузки на тележку.

Для возможности перемещения крана по криволинейному участку пути применяется флюгерная подвеска ходовых тележек к ходовой раме крана. При этом к проушинам рамы крепятся четыре диагонально расположенных поворотных флюгера, имеющих коробчатое сечение. Соединение ходовой тележки с флюгером производится шкворнем. Вращение шкворня во флюгере дает возможность также переводить кран на перпендикулярные пути. У некоторых кранов (например, БК-1000) опорный узел выполнен в виде трехопорного портала, на каждой опоре которого установлены балансирные двухколесные тележки. Применение трехопорного портала позволяет проходить крану криволинейные участки пути, не прерывая работы.

На строительстве жилых зданий применяются мобильные башенные краны. Они имеют решетчатую или трубчатую башню. Характерная особенность этих кранов — складные башня и стрела. Этим облегчаются монтаж, демонтаж, и транспортировка крана.

Мобильные краны демонтируются и переводятся в транспортное положение последовательным опусканием стрелы и башни и подведением под ходовую часть одноосной пневмоколесной тележки.
К мобильным относятся, например, краны БК-215, МСК 3-5/20 и др. Они имеют поворотную платформу с установленными на ней башней, противовесом и механизмами. Поворотная платформа устанавливается при помощи опорно-поворотного круга на раме.
К мобильным кранам относятся также краны серии КБ. Краны этой серии изготовляются в соответствии с ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры», выпущенным взамен ГОСТ 7379—61, по которому ранее устанавливались параметры кранов серии КБ.

Новым ГОСТом предусмотрено изготовление кранов серии КБ грузоподъемностью до 50 тс, высотой подъема до 60 м и скоростями подъема груза до 80 м/мин. На кранах применяются унифицированые лебедки, механизмы поворота и ходовые устройства.

Передвижные строительные краны серии КБ имеют единую конструктивную схему. Они выполняются с поворотной башней, нижним расположением противовеса В вертикальном положении башня закрепляется с помощью подкосов, связанных с верхней частью двуногой стойки. Краны снабжены электрическим многомоторным приводом. Характерной особенностью кранов этой серии является высокая мобильность: кран транспортируется целиком (без разборки), без демонтажа канатов и электрооборудования. Применением выносных кабин обеспечивается хорошая видимость фронта работ Краны рассчитаны на прохождение по кривым малого радиуса (6—7 м).

ГОСТ 13555—68 рекомендовано на базе основных моделей изготовление кранов: с различным числом промежуточных секций башни и стрелы; с балочной стрелой; на безрельсовом ходу; без башни — в стреловом исполнении и кранов-погрузчиков и других.
Например, кран КБ-100, предназначенный для строительно-монтажных работ при возведении крупнопанельных жилых и гражданских зданий высотой до пяти этажей, выпускается в двух исполнениях: решетчатом (КБ-100, 0) и трубчатом (КБ-100. 1).

На базе этого крана, являющегося основной моделью, созданы следующие модели его: КБ-100. ОМ и КБ-100. 2 — для 9-этажного строительства, КС-100 — для работ по нулевому циклу, КП-100 — для погрузочно-разгрузочных работ на складах, КБ-100. 1С — для работы в условиях Крайнего Севера, КБк-100. 1—край с балочной стрелой. На базе башенного крана КБ-160. 1, предназначенного для строительно-монтажных работ при возведении 7—8-этажных жилых и гражданских зданий на крупных панелей и объемных элементов массой до 8 т, создан ряд его моделей: КБ-100. 1М — для строительства 9-этажных зданий, КБ-160. 2 и КБк-100. 2 — для строительства 16-этажных зданий (с подъемной и балочной стрелами), КБ-160. 2С — для работы в условиях Крайнего Севера, КБ-160. 4 — для строительства элеваторов.

При строительстве многоэтажных зданий высотой до 150 м применяются приставные (рис. 2. 10) и самоподъемные (рис. 2. 11) краны, основные параметры и размеры которых установлены ГОСТ 14274—69.Самоподъемный и приставной краны

Рисунок 2.11. Самоподъемный башенный кран. (слева).

Рисунок 2.10. Приставной башенный кран. (справа)

Характерной особенностью приставных кранов является то, что они выполняются стационарными, а башня крепится через определенный интервал к возводимому зданию и постепенно наращивается по мере роста здания. Основной особенностью самоподъемных кранов являются установка их на металлическом каркасе или стенах строящегося здания и само подъем без разборки на новый рабочий уровень специальным механизмом по мере возведения здания.

Выполненным конструкциям самоподъемных кранов было присвоено наименование УБК, что означает универсальный башенный кран.

Башенные краны для промышленного и гидротехнического строительства серии БК грузоподъемностью до 75 тс с грузовым моментом 300 (БК-300), 600 (БК-600), 1000 (БК-1000) и 1425 тс-м (БК-1425) монтируются и демонтируются по частям при помощи внешних грузоподъемных средств. Все к раны серии БК выполняются с четырехопорным порталом, кроме крана БК-1000, снабженного трехопорным порталом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector