4.7. Установка кранов на строительстве

Установка башенных, стреловых и других кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ст. 244 Правил по кранам).
Порядок разработки и утверждения проектов производства работ регламентирован Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ СН 47—67 Госстроя СССР.

Проект производства работ утверждается строительным трестом или строительным управлением и должен находиться в местах производства работ. В проекте производства работ должно предусматриваться:
а) ограждение территории строительной площадки, монтажной зоны (зоны, опасной для нахождения людей) и крановых путей. Строительная площадка в населенных местах или на территории действующих промышленных предприятий во избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена. Строительная площадка на действующем промышленном предприятии в случае невозможности устройства ограждения должна быть обозначена соответствующими знаками и надписями.

Строящиеся объекты, расположенные вдоль улиц, проездов и проходов общего пользования, должны ограждаться сплош¬ным забором высотой не менее 2 м. Забор, устанавливаемый на расстоянии не ме¬нее 10 м от строящегося объекта, оборудуется защитным козырьком над пешеходной дорожкой, устанавливаемым под углом 20е к горизонту. Расположение и конструкция ограждения должны быть указаны в проекте производства работ. В ненаселенных местах разрешается устраивать проволочные ограждения (п. 2. 2 СНиП. III-A. 11—70). При определении расстояния до мест движения транспорта н на¬хождения людей руководствуются пп. 2. 6 и 14. 13 СНиП III-A. 11—70.

Зона, опасная для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций, должна быть обозначена хорошо видимыми предупредительными знаками. Граница опасной зоны определяется расстоянием по гори¬зонтали от возможного места падения груза при его перемещении краном. Это расстояние при максимальной высоте подъема груза до 20 м должно быть не менее 7 м, при высоте до 100 м — не менее 10 м и при большей высоте принимается в соответствии с проектом производства работ (п. 14. 13 СНиП III-A 11—70).

Ограждение путей башенных кранов следует предусматривать независимо от наличия ограждения строительной площадки. Для этого может применяться инвентарное ограждение, состоящее из металлических или деревянных стоек высотой 0, 8—1, 0 м и двух поясов из досок, проволоки и т. п. Устройство ограждения является эффективной мерой по предупреждению хождения по путям рабочих (в том числе стропальщиков), складированию на путях строительных конструкций и изделий, а также по предупреждению травматизма, связанного с нахождением людей на путях действующего башенного крана;

б) соответствие установленных кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема крюка и вылету. Для подтверждения соответствия крана по грузоподъемности производимым работам в проекте производства работ дается перечень применяемых для воpведения данного сооружения строительных деталей и конструкций с указанием их массы.
Соответствие крана по высоте подъема крюка изображается графически на вертикальной привязке крана к зданию. При этом должно быть подтверждено (графически), что монтаж верхней части здания будет произведен данным краном без нарушений правил безопасного перемещения грузов, а именно подача строительных материалов и конструкции в наиболее отдаленные места будет произведена без оттяжки грузовых канатов; при перемещении груза будет обеспечена (с учетом длины стропов, размеров груза и т. п. ) возможность поднять его на 0, 5 м выше встречающихся на пути конструкций;
в) условия установки и работы нескольких кранов (башенных, портальных) на одном пути или на параллельных путях. При этом установка тупиковых упоров или отключающих линеек для предупреждения столкновения кранов не является обязательной (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. );

г) обеспечение безопасных расстояний от воздушных электрических сетей и линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов.
Об условиях работы башенных кранов вблизи линий электропередачи см. 9. 23. Безопасные расстояния приближения кранов к строениям и местам складирования грузов указываются на плане строительной площадки и на вертикальной привязке крана к зданию. Для башенных кранов эти расстояния должны быть не менее 700 мм на высоте до 2 м от головки крановых рельсов и не менее 400 мм на высоте более 2 м. При этом должны учитываться имеющиеся на здании выступающие части (балконные плиты, предохранительные козырьки и т. п.), а у башенного крана канаты стрелового расчала, противовесы и другие выступающие части;

д) условия установки и работы кранов вблизи откосов и котлованов. В проекте производства работ по сооружению зданий должны быть отражены условия установки кранов при монтаже подземной части. При этом руководствуются пунктом 3, 10 СПиП III-A. 11—70 (см. также 9. 14);

е) места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. п. Места складирования грузов и подъездные пути указываются на плане строительной площадки. Проезд по внутрипостроечной дороге должен быть по возможности кольцевым, т. е. без тупиков, что обеспечивает безопасность движения транспорта. На строительной площадке при въезде и выезде устанавливаются шлагбаумы, знаки направления движения и дорожные знаки, ограничивающие скорость движения автотранспорта (не более 10 км/ч, а при особо стесненных проездах 5 км/ч). Ширина проезжей части дороги при одностороннем движении принимается 3, 5 м, минимальный радиус закругления 10 м; покрытие делается из шлака, щебня или бракованных железобетонных плит.
В местах остановки автомашин под paзгрузку целесообразно сооружение временных эстакад (подмостей), чтобы исключить необходимость нахождения стропальщика в кузове автомашины при подъеме груза. Размеры площадки для складирования материалов определяются расчетом. Необходимый запас материалов обычно принимается из потребности на 1—2 этажа или 8—10 дней строительно-монтажных работ. При складировании материалов между штабелями необходимо предусматривать свободные проходы шириной 1 м. Они устраиваются через каждые два штабеля в продольном направлении и не реже 25 м — в поперечном. Подкладки и прокладки в штабелях необходимо располагать в одной вертикальной плоскости; их толщина должна быть больше высоты выступающих петель (обычно 50 мм).
В зоне складирования устанавливаются различные приспособления для временного хранения конструкций (кассеты, склады для стеновых панелей и т. п.);

ж) перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение схем строповки. При строительстве зданий из кирпича в проекте производства работ следует отразить способы безопасной подачи кирпича на рабочие места каменщиков (см. 9. 8). Кроме того, необходимо указать места входа рабочих в строящееся здание и другие данные, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

Нормативные и расчетные источники для проектирования мероприятий по безопасному производству работ, кроме Правил по кранам и СНиП III-А. 11—70, следующие: СНиП III-A. 6—32, Нормы электрического освещения строительных и монтажных работ (СН 81—60). Указания по проектированию бытовых зданий и помещений, пунктов питания и здравпунктов строительно-монтажных организаций
(СН 276—64) и другие материалы.

Основной составной частью каждого проекта производства работ является стройгенплан, на котором указываются перечисленные выше сведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector