предпосылки развития архитектуры часть 3

то же стремление не только к обороне против социального, национального и духовного порабощения, но и к контр-наступлению, т. е. к активному вытеснению колонизаторских тенденций, можно проследить и в последующие десятилетия в области философии, литературы и в искусстве. В начале XVIII в. один из видных деятелей Киевской академии Феофан Прокопович становится активным сторонником прогрессивных петровских реформ и в то же время выступает против схоластических суеверий. Он защищал передовые научные теории Коперника и Галилея, утверждая тем самым светское начало в жизни, что было особенно важно.

Расположение ансамблей на рельефе.   Схемы. М 1:5000

Расположение ансамблей на рельефе. Схемы. М 1:5000

1 — Троицкий монастырь в Чернигове; 2 — Густынский монастырь; 3 — Выдубецкий монастырь; 4 — Киево-Печерская лавра.

После воссоединения Украины с Россией бурный культурный подъем находит свое выражение, в частности, в росте количества школ. Так, на Левобережье в середине XVIII в. было около 1000 школ. Учитывая численность населения того времени, такое количество школ было очень значительным.

Осмысление родной истории также способствовало росту общественного самосознания и выразилось в распространении так называемого казацкого летописания в начале XVIII в. Главным образом это работы, посвященные освободительным войнам Хмельницкого, написанные Самовидцем (1702); Грабянкой (1710); Самойлом Величко (1720), и ряд других. Эта тенденция проявилась и в народном эпосе. В знаменитых украинских думах с большой художественной силой воспеты преданность родине, храбрость, свободолюбие и трудолюбие («Невольник», «Казак Голота», «Маруся Богуславка» и др.).

Общую для всех видов украинского искусства линию развития гуманизма и народности можно проследить в области живописи, художественной резьбы и других видах народного творчества. Еще в XV — XVI вв. русские, украинские и белорусские мастера расписывали светские и культовые здания в польских землях Сандомежской, Краковской и Любельской областей. Это говорит о тесных контактах и высоком уровне живописного мастерства трех братских народов в ту пору. Реалистические элементы можно проследить в таких композициях, как, например, росписи замка в Олесько Львовской области (XVII в.), росписях Благовещенского собора в Нежине, Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры (XVIII в.).

В XVII—XVIII вв. святые на иконах часто представлены в украинских национальных одеждах, причем в религиозных композициях нередко изображаются известные деятели освободительного движения и прежде всего почитаемый народом Богдан Хмельницкий. Этот же реализм и особое предпочтение местных сюжетов весьма распространены в гравюре, что видно на примере изображения гетмана Сагайдачного, штурма казаками турецкой крепости и города Кафы, частого изображения Киево-Печерской лавры и т. д.

далее

septilos.ru