3.8. Окраска и маркировка кранов

Металлоконструкции и металлические детали грузоподъемных машин должны предохраняться от коррозии.

Защита металлоконструкций кранов от коррозии осуществляется путем нанесения на их поверхность различных видов лаккрасочных покрытий, отвечающих требованиям ГОСТ 9894—61 «Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения» и нормали машиностроения MIT 4200—62 «Покрытия лакокрасочные (по металлу). Выбор покрытия. Основная характеристика».
Класс и группа покрытий для различных поверхностей указываются в техничtских требованиях на изготовление крана.

Нанесение лакокрасочных покрытий производится только на отгрунтованную поверхность, предварительно очищенную от ржавчины, окалины, грязи, жирных пятен, а также от влаги. Для обезжирива¬ния применяется бензин-растворитель (уайт-спирит).

Грунтовка металлоконструкций произодится при положительной температуре воздуха свинцовым или железным суриком на натуральной олифе, а также грунтами ГФ-20, ФЛ-ОЗ-К, ФЛ-ОЗ-КК, ФЛ-013 или аналогичными по качеству. Все недоступные для окраски щели и углубления, в которые может проникнуть влага, зашпаклевываются мастикой, приготовленной на свинцового сурика с добавлением мела на олифе или другой аналогичной по качеству.

Для окраски кранов, работающих на открытом воздухе, применяются атмосферностойкие краски; пентафталиевые эмали различного цвета но ГОСТ 6465—63*; масляные эмали; нитроэмали. Окраска таких кранов должна производиться не реже одного раза в два года. Помимо предохранения металлических поверхностей от коррозии, крапы окрашивают для улучшения внешнего вида, а также для того, чтобы выделить опасные узлы и детали.

В некоторых государственных стандартах, например в ГОСТ 11556—71, содержится требование, что краны по внешнему виду и отделке должны отвечать требованиям технической эстетики, но вследствие отсутствия единых обязательных норм цветовой окраски металлоконструкции их обычно окрашиваются в различные цвета без учета рекомендаций головных научно-исследовательских институтов (ВНИИСТРОЙДОРМАШ, ВНИИПТМАШ и др.). ВНИИСтройдормаш рекомендует окрашивать металлоконструкции башни и стрелы башенных кранов красками теплых тонов (желтая, светло-красная), а основание крана темными тонами. Для улучшения видимости из кабины машиниста выступающих частей, таких как головка стрелы, крюковая обойма, головка башни (при транспортировке крана на подкатной пневмооси), распорка и боковая поверхность противовеса, выделяются линиями типа «зебра». Эти линии выполняются сочетанием черных и белых (или желтых) шириной 100 мм и наносятся на поверхность выступающих частей под углом 45°.

Краны и подкрановые металлические конструкции, устанавливаемые в производственных помещениях, следует окрашивать, согласно указаниям СН 181—70 Госстроя СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению.

Маркировка кранов производится заводом-изготовителем в соответствии с техническими требованиями государственного стандарта па данный тип крана. Для этого на кране укрепляется защищенная от коррозии металлическая табличка с указанием на ней наименования или товарного знака предприятия-изготовителя; наимено¬вания или марки крана; номера крана по системе нумерации предприятия-изготовителя; года и месяца выпуска крана и номера стандарта на технические требования для данного типа крана. Кроме этого, на каждом кране указывается грузоподъемность.

У кранов с передвижной тележкой или тельфером такие таблички должны быть укреплены на кране и тележке (тельфере). У стреловых самоходных, башенных и портальных кранов на каждой секции стрелы и башни должно наноситься клеймо завода-изготовителя.

septilos.ru