Соборы и церкви часть 10

Функции общественной и даже дворцовой архитектуры на Украине довольно долго продолжали выполнять культовые здания.

1 Ильин М. Светские основы каменного зодчества Московской Руси XV— XVI вв. Автореферат докторской диссертации. М., 1955, стр. 7—13. Чиняков А. Каменное зодчество в русском централизованном государстве со второй половины XV до конца XVII в. Автореферат кандидатской диссертации, М., 1954, стр. 11—12.

Одним из ранних памятников пятикупольной крестообразной композиции является Николаевский собор в городе Нежине (1669 г.). Нежин — один из самых примечательных городов Левобережья, в том числе и в архитектурном отношении. Наличие в этом городе большой группы памятников XVII—XVIII вв. объясняется следующим. Основание Нежиа восходит ко времени Древнерусского государства. Ряд историков связывает этот город с упоминаемыми в летописях XII в. городами Нежатина нива, Нежатин, Унежин. По Деулинскому договору 1618 г. Нежин отошел к Польше, а после освобождения в 1649 г. стал центром одного из наиболее крупных казацких полков. В 1656 г. Богдан Хмельницкий переселил сюда богатых греков-торговцев и с этого времени город становится крупнейшим торговым центром не только местного, но и восточно-европеиского значения. Во внешней торговле России, при отсутствии портов на юге, знаменитые нежинские ярмарки играли весьма видную роль; кроме местных и русских товаров сюда привозились товары из Германии, Италии, Турции и других стран. Не случайно в начале XIX в. в Нежине был организован лицей — придворное учебное заведение.

Николаевский собор в Нежине

Из сказанного ясно,
что наличие большого
количества архитектурных памятников в этом
городе не является
случайностью. Но мы
вынуждены остановиться только на тех, которые нас интересуют в
данном случае. Это Николаевский собор
(1670 г.) и Благовещенский собор (собор Назарет-Богородицы, 1716 г).
Николаевский собор является старейшим и самым интересным памятником рассматриваемой группы.

Видимо, именно он является прототипом подобных сооружений. Компоновка масс этого памятника отличается ярковыраженной пирамидальностью; его габариты вписываются в равносторонний треугольник. Встроенные по углам объемы сделаны ниже основного массива. Этим создается ступенчатая композиция, завершенная пирамидальной группировкой глав.

Центральный купол имеет удлиненную форму. Несколько странную модернизированную форму имеют все главы. Несомненно, это является результатом позднейших переделок.

Наружные объемы основного массива, а также подкупольных барабанов граненые. Это придает зданию особый кристаллообразный вид. Заметна неправильность формы четырех боковых барабанов. Северный и южный купола настолько сплющены, что устройство ступенчатых парусов понадобилось только со стороны главного купола, а с противоположной стороны никаких переходных конструкций нет.

далее

septilos.ru