Соборы и церкви
Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.
Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.
Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.
троицкий соборТроицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа
Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).
В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).
Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.