Декоративные особенности архитектуры Левобережья и Поднепровья
В архитектуре Левобережья и Поднепровья в XVII—VIII вв. мы знаем лишь единичные примеры применения объемно-тематической скульптуры.
Из литературных описаний известно, что здание Малороссийской коллегии в Глухове, построенное А. Квасовым во второй половине XVIII в., было украшено статуями богов, ораторов и философов, в соседстве с изображениями грозных усатых гетманов в жупанах, а также разной войсковой лепной геральдикой, изображениями купидонов, лирами Аполлона и, кроме того, растительным орнаментом, в котором подсолнух занимал главное место *.
Однако это здание относится к концу рассматриваемого периода, когда развитие архитектуры все более явственно протекало под знаком классицизма.
Каким-то подобием синтеза архитектуры и скульптуры являлось здание Киевской ратуши, разобранное вскоре после пожара в 1811 г. Это интересное здание горело несколько раз и перестраивалось; о его более раннем виде можно судить лишь по неточным описаниям и чертежам XVIII—начала XIX в. Все же достоверно известно, что на крыльце главного фасада стояла медная скульптура Фемиды высотой 1,5 м (хранится в Софийском заповеднике в Киеве). По отношению к масштабу здания она казалась совсем незначительной, да и установлена была лишь в конце XVIII в. Но все же она является редким образцом украинской скульптуры.
Кулиш П. Собрание сочинений, т. V. Киев, 1910, стр. 103.
Собор Георгиевского монасты-ря в с. Даневка. Деталь лепки на барабане купола
Кроме Фемиды на южном фасаде ратуши находилась большая металлическая фигура архангела Михаила, поражающего змия. Эта фигура была плоскостной (из двух скрепленных металлических листов).
Перед Киевской ратушей в середине XVIII в. был устроен фонтан в виде ротонды (так называемый Фелициал, арх. Григорович-Барский). На верху ротонды стояла фигура апостола Андрея, а внизу стоял ангел с кружкой в руках, из которой лилась вода. В начале XIX в. здесь была установлена деревянная фигура Самсона, раздирающего льва, из пасти которого в бассейн лилась вода. Следует отметить, что в данном случае скульптура была применена для решения локальной градостроительной задачи — как оформление городской площади.
Причина того, что объемная скульптура не была распространена в украинском искусстве, заключается в том, что этому препятствовали религиозные каноны, запрещавшие применение ее в художественном убранстве культовых зданий.
В художественных навыках и склонностях украинского народа всегда исключительно большую роль играли цвет и декоративные мотивы, в чем легко убедиться на примерах народной вышивки, резьбы, керамики, убранства народного жилища. Эта общая тенденция отразилась в архитектуре в том, что здания щедро и весьма искусно украшались художественной лепниной. Богатая орнаментация памятников декоративной лепкой, являющаяся национальной особенностью украинского зодчества, была исполнена в относительно короткий срок, а именно в 30—6O-x годах XVIII в. Это Мгарский собор, соборы Никольского, Братского и Михайловского Златоверхого монастырей в Киеве, Успенский собор и Троицкая иадвратная церковь Киево-Печерской лавры (в трех последних случаях древние здания XI—XII вв. были перестроены и украшены лепкой), Софийская колокольня и брама Заборовского, собор Золотоношского монастыря, церковь в с. Барышевке, Козелецкий собор, церковь в с. Воронеж, собор Георгиевского (Даневского) монастыря около Козельца и некоторые другие.