Декоративные особенности архитектуры часть 10

Церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (1696— 1698 гг.). Фрагмент

Церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (1696— 1698 гг.). Фрагмент

Трапезная Троицкого монастыря в Черни    гове (XVII в.). Окопный наличник

Трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.). Оконный наличник

При большом разнообразии оконных наличников, дверных порталов и характера настенной лепки можно сделать условное их разделение на три группы:

  • первая — оригинальное, чисто местное по характеру декоративное убранство (церкви в Сорочинцах, Лютеньках, Троицкий собор Густынского монастыря, соборы Киево-Печерской лавры, Братского, Выдубецкого, Глуховско-Петропавловского монастырей, здания, сооруженные Григоровичем-Барским и Ковниром);
  • вторая — синтез местных приемов с декоративными приемами русской архитектуры (группа черниговских, путивльских..
    новгород-северских, стародубско-глуховских, харьковско-изюмских памятников. Воскресенский собор в Сумах, реставрация Софии Киевской);
  • третья — убранство середины
    XVIII в. с элементами западных мотивов (декоративное оформление проемов Троицкой
    надвратной церкви Киево-Печерской лавры и Кирилловского собора, собор Красногорского монастыря в Золотоноше;
    церковь в Диканьке, Козелецкая канцелярия и др.).

Характер убранства прежде всего зависит от способа выполнения. Там, где оно выполнено в кирпичной кладке, преобладают вертикальные элементы В виде полуколонок и пилястров в свободной трактовке и с обязательной креповкой горизонтальных элементов. Ордерные пропорции при этом не соблюдаются, энтазис отсутствует, капители и базы носят условный характер, а нередко баз и совсем нет, они заменяются гирьками (Троицкий собор Густынского монастыря, собор в Изюме).

Церковь в Сорочинцах (XVIII в.). Оконный наличник.

Если же убранство выполняется способом штукатурных профилированных тяг, то они в основном следуют контуру проемов, нередко обрамляя площадь значительно большую, но все же подчиняясь очертанию проема (например, порталы Екатерининской церкви в Чернигове, Георгиевской церкви Выдубецкого монастыря и др.). И наконец, если убранство выполняется посредством лепки, то она либо обрамляет проем (Никольский собор в Киеве, Успенский собор и Троицкая церковь Киево-Печерской лавры), либо располагается над проемом (церковь в Сорочинцах, Мгар, бурса в Переяславе и др.).

Но чаще всего декор из кирпича, профилированные тяги и лепка применялись одновременно, что создавало эффектное декоративное решение. Характерные черты украинской нации — лиризм, любовь к прекрасному, радостное оптимистическое ощущение мира, любовное отношение к яркому цвету и красивому узору — нашли здесь свое непосредственное выражение. Народный оптимизм выражался в искусстве того времени простым и наглядным способом; излюбленные формы, цветы, плоды, растения, краски непосредственно воспроизводились в орнаменте, ткачестве, вышивке, резьбе, архитектурном декоре. И лишь к концу XVIII в. наступает время, когда эта непосредственность заменяется более сложным художественным видением мира и появляются новые формы.

Объемно-пространственная структура здания логично и безупречно дополнялась декоративными деталями, но в некоторых памятниках декор был перенасыщенным, чувство меры изменяло мастеру.

далее

septilos.ru