Декоративные особенности архитектуры часть 11

Логичным, совершенным и подлинно архитектурным следует считать декор Троицкого собора Густынского монастыря, обоих соборов Старцева в Киеве — Никольского и Братского, и Мгарского собора. Высокими художественными качествами отличается декор дома Лизогуба, трапезной Троицкого монастыря в Чернигове, а также декорированные в XVIII в. части Успенского собора Киево-Печерской лавры. Потеря чувства меры в применении декоративных средств, пожалуй, присуща таким зданиям, как собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (разрушенный в предвоенные годы) и коллегиум в Чернигове. В то же время в распределении декора в Успенском соборе Киево-Печерской лавры есть определенная закономерность: низрешенстрого, монументально, декоративные пятна даны отдельными фрагментами, а главные элементы, выражающие пирамидальный строй памятника, украшены в полную силу. В этом чувствуется большая продуманность.

Собор Троицкого монастыря в Чернигове (1679—1695 гг.). Интерьер

Собор Троицкого монастыря в Чернигове (1679—1695 гг.). Интерьер

Типы пилястр и полуколонн

Типы пилястр и полуколонн
верхний ряд-трапезная Михайловского монастыря в Киеве (XVIII в.), Николаевская цсркозь в Лутивле (XVIII в.), кельи Благовещенского монастыря в Нежине (XVIII в.), трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.), каменица в Покорщине Церковь Ильи в Коропе (XVIII в.), церковь Вознесения в Нежине (XVIII в.); средний ряд — трапезная Никольского собора в Киеве (XVII в.), надвратная церковь Софрониевского монастыря (XVIII в.), трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII в.) Михайловская церковь в Переяславе (XVII в.), Троицкий собор в Чернигове (XVII в.), — Мгарский собор (XVII в.). церковь в с. Лютеньки, Полтавской области (XVIII в.), колокольня на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры (XVIII в.); нижний ряд — церковь на Экономических во-ротах Киево-Печерской лавры (XVII в.), собор в Козельце (XVIII в.), Покровская церковь в Киеве (XVIII в.) колокольня Софийского собора в Киеве (XVIII в.), церковь Вознесения в Короле (XVIII в.), Никольский собор в Киеве (XVII в.), дом Лизогуба в Чернигове (XVII в.), канцелярия

в Козельце (XVIII в.)

в Козельце (XVIII в.)

Софийский собор в Киеве, фронтоны (декор XVIII в.).

В здании Черниговского коллегиума композиционный ритм сбивчив, неясен, декоративные приемы слишком разнообразны1. В некоторых частях здания заметна попытка подчеркнуть плоскость стены (двухэтажный объем под башней), однако в примыкающем вытянутом корпусе эта плоскость совершенно теряется под покровом разномасштабного и разностильного декора. Но одна часть этого здания декорирована сдержанно — это два верхних яруса колокольни. Обращает внимание исключительно оригинальная форма верхнего яруса: выпуклая гладкая поверхность барабанов чередуется с вогнутой. Эта своеобразная гофрированная гладь масштабно и умело украшена поверху карнизом с характерным лепным фризом в виде розеток.

Мастером исключительного дарования в применении декора проявил себя Старцев. Старцев понимал силу выразительности гладкой стены. Окна его здании врезаны в гладь стен и лишь слегка оттенены лепкой.

Та же изысканность архитектурного декора отличает Густынский Троицкий собор. От простых, суровых граненых форм этого здания веет крепостной строгостью. И вот на такой фон восточной абсиды нанесен аккорд четкого, ясного ритма висящих полуколонок. Этот прием напоминает аркатурный пояс далекой и прекрасной церкви на реке Нерль под Владимиром. Но тут висящие полуколонки расположены на плоскостях пяти граней, они воспринимаются в перспективном ракурсе в движении, что делает этот декор особенно выразительным.

далее

septilos.ru