Почти все перекрытия зданий в XVII—XVIII вв. были сводчатые и это обусловило специфический характер декора интерьера. Посредством несложных штукатурных тяг очерчены ребра сводов трапезной Троицкого собора в Чернигове.
Штукатурные филенки прямоугольной, трапецеидальной или характерной крестообразной формы (наподобие формы оконных наличников) украшают своды подвальных помещений этого же собора и верхнего помещения в башне Черниговского коллегиума, а также дома игумена Глуховско-Петропавловского монастыря. Несколько более изысканный характер носит обрамление распалубок оконных проемов в здании, примыкающем к колокольне Михайловской церкви в Переяславе. Вся эта лепка много раз поновлялась и переделывалась.
Существенную роль в убранстве зданий играла керамика, которая получила на Украине широкое распространение в виде многоцветных изразцов. Этому способствовали традиции развитого керамического производства, склонность народа к красочности и нарядности в различных областях искусства, главным образом декоративно-прикладного.
В ряде памятников Москвы и Подмосковья, Ярославля, Ростова и в других русских городах цветная керамика сплошь покрывала здания или их отдельные части. На Поднепровье и Левобережье керамика применялась гораздо сдержаннее, в виде отдельных вставок-плит или круглых дисков-розеток (Михайловский собор в Киеве, Георгиевский собор Выдубецкого монастыря, трапезная Никольского собора в Киеве, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Михайловская церковь в Переяславе, колокольня Молчинского монастыря в Путивле, коллегиум в Чернигове, надвратная башня Новгород-Северского Спасского монастыря). Изразцы обычно устанавливались над окнами или вообще в композиции оконных наличников (например, в Георгиевском соборе Выдубецкого монастыря). Реже керамические изделия применялись для декоративного оформления порталов. Обычно же розетки применялись для обогащения опоясывающего здание фриза, располагаясь на нем равномерно, что создавало определенный ритм наподобие триглифов и метоп в классических карнизах (Михайловская церковь в Переяславе). Такой же принцип расположения керамических розеток соблюдался при украшении барабанов.
Как вообще в керамических поливных изделиях, в этих плитках и розетках
Купола и барабаны
Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.); 2 — Екатерининская церковь в Чернигове (XVIII в.); 3 — собор о монастыря (XVII в.); 4 — церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (XVII в.); 5 — церковь в Ромнах (деревянная) (XVIII в.); 6 — церковь в Новомосковске (деревянная) (XVIII в.)
Купола и барабаны
1-Мгарский собор (XVII в ): 2-Никольский собор в Киеве (XVII в.); 3 — церковь в с. Полонки (XVIII в.)- 4-церковь в Сорочинцах (XVIII в.); 5 — собор Крупицко-Ватуринскою монастыря (XVII в.); 6 — собор в Даневке (XVIII в.)
преобладал сиренево-зеленый цвет. Рисунок растительного или геометрического характера иногда был довольно сложным, например, в крупных плитах небольшой колокольни Молчинского монастыря в Путивле. Кроме растительных мотивов, были символические изображения, например головы купидонов. Крупномасштабный упрощенный рисунок применялся, когда плитки должны были располагаться высоко, например в Михайловском соборе в Киеве. Небольшие по размеру плитки делались гладкими, а плитки или розетки более значительных размеров — рельефными и раскрашенными.