Декоративные особенности архитектуры часть 5

Церковь в Сорочинцах (1732 г.). Портал с булавой в левой

Церковь в Сорочинцах (1732 г.). Портал с булавой в левой

В Георгиевском соборе Выдубецкого монастыря был портрет его фундатора, известного казацкого полковника Миклашевского. В несохранившейся субботовской церкви, в которой был похоронен погибший в бою сын Хмельницкого, Тимофей, висел его портрет. «Над гробницей покойного Тимофея Хмельницкого, — сказано в записках П. Алеппского, — по их обычаю висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечом в правой руке и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он хотел завоевать. Эта картина исторгала слезы зрителей» Алеппский также сообщает о том, что покои митрополита Софийскою собора были украшены четырьмя большими портретами патриархов. Портрет Богдана Хмельницкого после его смерти висел в Ильинской церкви в Субботове, где он был похоронен. Известно, что в Гамалеевском соборе находился портрет его фундатора гетмана Скоропадского, а в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове — портрет генерального обозного Дуниыа-Борковского.

Портретами именитых граждан были украшены залы старой Киевской ратуши. В залах Киевской академии на стенах красовались многочисленные парсуны, изображавшие деятелей и благдтворителей академии. В «Книге пожиткам Полуботка» также перечисляются ряд парсун, которые находились в его черниговских домах — царские портреты, изображения членов семьи Полуботка и др.

Оформление интерьеров с помощью разного рода изображений на стенах, потолках, дверях, так же как и роспись предметов внутренней обстановки, было присуще не только уникальным зданиям, но было широко распространено в обычных зданиях. Интересные данные приведены у Алеппского. Он так описывает кельи Киево-Печерской лавры: «Кельи разрисованы и расписаны красками и украшены всякими картинами и превосходными изображениями. Каждая келья изукрашена всякого рода убранством, красива, изящна, опрятна, так что веселит душу входящим в нее и прибавляет жизни своим обитателям»1.
Убранство интерьеров с помощью декоративных элементов, композиционно и даже структурно связанных со зданиями, особенно наглядно представлено таким типичным для культовых здании приемом, как устройство иконостасов.
В XVII—XVIII вв. украинские мастера-резчики по дереву создали множество подлинных шедевров такого рода, настоящих произведений высокого искусства.
Особенно замечательными были иконостасы Елецкого и Троицкого соборов в Чернигове, Софийского, Никольского и Лаврского соборов в Киеве, а также Сорочииской, Лютеньской, Роменской церквей.
1 Алеппский II. Уп. соч., т. II, стр. 44.
Иконостас Роменской деревянной церкви, перенесенной в дореволюционные годы из г. Ромны в Полтаву и разрушенной фашистской бомбой в Отечественную войну, был выполнен в XVIII в. мастером Сысоем Шалматовым.

далее

septilos.ru