Этот иконостас примечателен, в частности, тем, что в его центре изображена укрепленная часть города Ромпы со стенами и башнями.
Богато украшенный иконостас является главным декоративным пятном интерьера. Здесь принят во внимание хорошо известный закон контрастного сопоставления; чем проще решены плоскости интерьера, тем наряднее иконостас.
Фрагмент павильона и Экономических ворот Киево-Нечерской лавры (XVIII в.)
Существенным элементом структурной, а в применении к особенностям украинской архитектуры и декоративной характеристики зданий является ордерная система. Как известно, под ордерной системой понимают определенные приемы объемно-планового построения зданий с помощью стоечно-балочных конструкций по принципу архитрава (балки) и колонны (столба). Если за основу этой системы брать колонну и антаблемент., то в этом смысле украинская архитектура данного периода не является
ордерной. Перекрытием в ней обычно являются своды, а несущей опорой — стены.
Однако ордерные членения и элементы ордера в этой архитектуре были. Только все это приобрело не конструктивный, а декоративный характер. С помощью ордерной декорации украинские зодчие украшали главный элемент здания — стену.
На Украине эта ордерная декорация применяется в своеобразных прямоугольных и крестообразных объёмно-пространственных композициях, не имеющих ничего общего не только с классическим периптером, но, за редкими исключениями, мало имеющих общего также и с усложненными композициями европейского барокко. Рассуждения исследователей о влиянии форм европейского барокко на украинскую архитектуру обычно подкреплялись ссылками на декор и прежде всего на примеры барочных фронтонов. Однако в этом сказывается односторонность взгляда на украинскую архитектуру. Трудно себе представить, чтобы фронтон мог определить характер архитектуры в целом, в главном; фронтон является внешним, декоративным компонентом, который может присутствовать в здании, а может и совсем не быть. В наиболее самобытных произведениях украинской архитектуры, например в крестообразных в плане пятикупольных храмах второй половины XVII в., вообще фронтонов нет.
Метод применения ордерных форм на Украине отличается от западноевропейских приемов. Нередко на Западе пышная ордерно-барочная декорация сосредоточивается на узком торцовом фасаде, она как бы приставлена к главному корпусу здания. Фасады украинских памятников в большинстве случаев делались в принципе одинаковыми. Декоративные средства, связанные со структурными элементами и элементами ордера, размещались в общем равномерно (церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, дом Лизогуба в Чернигове и др.)- В этом отношении несомненна родственность украинских приемов с русской архитектурой середины XVII в. и более ранних периодов. В таких памятниках, как церковь в Путинках, церковь в Останкине, Покровский собор в Москве и ряде других, декоративные средства также применены па всех фасадах, хотя характер этой декорации и ее нередко асимметричное расположение являются иными, чем на Украине.