Процесс формирования национальных особенностей зодчества совершался па общерусской основе в условиях активных взаимных влиянии. Украинская центричность, ярусность купольных завершений, а также характерный главным образом растительный по своему характеру декор нашли свое проявление, в частности, в постройках Москвы и Подмосковья, например в зданиях Донского и Симоновского монастырей и других произведениях рубежа XVII—XVIII вв. С другой стороны, с момента воссоединения Украины с Россией приемы русского национального зодчества явствепно видны не только в смежных с Россией районах, например в Новгород-Северске, Путивле, Сумах, но также в Чернигове, Киеве, Нежине, Харькове и даже в далеко на юге расположенном Изюме. В ряде случаев мы наблюдаем буквально смешение русско-украинских приемов зодчества, как в харьковском Покровском соборе.
Ко всему этому надо добавить, что Россия дала украинскому зодчеству развитую технику кирпичного строительства, организацию строительных работ, технологию производства строительных материалов. Естественно, что граничащая с Западной Европой Украина воспринимала и осваивала некоторые общеевропейские архитектурные формы, которые в свою очередь послужили источником для дальнейшей трансформации в русских землях.
Украина подвергла очень сильной переработке ордерную систему и превратила ее в откровенную плоскостную декорацию. Между тем в более удаленной от западных стран России принципы ордерной системы внешне сохранились в большей мере, хотя тоже чисто декоративно. Русские мастера старались сохранить видимость опоры, несущей нагрузку. В огромном массиве Никольского собора в Киеве Старцев применил не пилястры, как, вероятно, сделал бы украинский мастер, а приставленные к стене полуколонны на южном и северном фасадах, иллюзорно несущие антаблемент с фронтоном.
Колоннад в их классическом или ренессансном виде в рассматриваемой архитектуре пет, но вариации подобного рода были. В очень своеобразной трактовке этот прием встречается в памятниках Новгород-Северска — в надвратиой башне, в здании бурсы и в настоятельском корпусе Спасского монастыря.
Рассматривая вопрос о различных, иногда весьма отдаленных проявлениях ордерности, нельзя не вспомнить о Покровском соборе г. Харькове и Преображенском соборе в Изюме, при которых, вероятно, были галсрси-опасания. Нижний ярус Покровского собора имеет глубокие пиши, образующие плоскостную аркатуру.
Особую группу составляют памятники, в которых нет явных ордерных элементов — колонн, полуколонн или пилястр с развитыми капителями или базами, но зато применяются карнизы, пилястры и лопатки, отдаленно связанные с классической ордерной системой.
Фронтоны зданий
1 — брама Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (XVIII в.); 2 — каменица в Прилуках (нач. XVIII в.): 3 и 4— кельи Киеро-Печерской лавры (XVIII в.); 5 — церковь Ильи в Субботове (XVII в.), 6 — Софийский собор в Киеве (декор XVIII в.)
Фронтоны зданий
1 и 4 — архимандричьи покои в Киево-Печерской лавре (XVIII в.); 2 — павильон у Экономических ворот Киево-Печорской лавры (XVIII в.); 3 — настоятельский корпус Киево-Печерской лавры 5 — собор Кирилловского монастыря в Киеве, западный фасад (декор XVIII в.); 6 — брама Заборовского в Киеве (XVIII в.)
«Украинские зодчие искали разных путей нарушить нетерпимую для их вкуса гладь стены. Иногда для этой цели применялся способ декорирования стены с помощью ниш незначительного заглубления. Такие ниши-филенки являются характерным приемом декора зданий как снаружи, так и внутри. Этот прием нередко встречается в русской архитектуре. Украинские зодчие разрабатывали его в двух направлениях: придавая нишам более разнообразные очертания — прямоугольные, ромбовидные, крестообразные и т. д., а также переходя к более сильному врезыванию в толщу стены, чем достигался сильный пластический эффект.