Одним из ранних примеров декорирования стены с помощью ниш различных очертаний является Николаевский собор в Нежине. Фигурными нишами украшены стены ряда других памятников второй половины
XVII в. — собор Крупицко-Батурииского монастыря, здания Густынского
монастыря, собор Воздвиженского монастыря в Полтаве — и более поздних сооружений, например Георгиевского собора около Козельца.
Столь полюбившиеся украинским зодчим ниши внутри зданий делаются более глубокими, теряют свое чисто декоративное значение и служат практическим потребностям в качестве открытых встроенных шкафов в каменицах, кельях, трапезных, а также и в культовых зданиях (церковь в Лютеньках, церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры и др.).
Наконец особой разновидностью является убранство, воспроизводящее структурные элементы ордера. В этих случаях пилястры с развитыми базами и капителями иллюзорно несут нагрузку. Ордерная система как бы изображена па плоскости с соблюдением свойственного периптеру ритма в расстановке колонн. Таков, например, ритм пилястр северного и южного фасадов Успенского собора Киево-Печерской лавры, Мгарского собора и Троицкого собора в Чернигове.
С середины XVIII в. ордерные элементы более широкое и разнообразное применение получают в творчестве Григоровича-Барского (церковь Николы Набережного, колокольня Кирилловского монастыря, Покровская церковь — в Киеве и др.). Своеобразное преломление начал ордерной архитектуры имеет место в творчестве выдающегося зодчего середины
XVIII в. Степана Ковнира (так называемый Ковнировский корпус и колокольня на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры).
В некоторых памятниках конца рассматриваемого периода декор тяготеет к самому нарядному и сложному коринфскому ордеру или же произвольному его варианту (собор Рождества в Козельце — архитекторы Квасов и Григорович-Барский; церковь в Диканьке).
Оригинальные, самобытные черты получает убранство в таких памятниках, как церковь Предтечи в Стародубе, Георгиевский собор Выдубецкого монастыря, церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, Успенский собор в Новгород-Северске. Это проявилось в характере капителей с обратным выгибом волют, а также в расчленении плоскости пилястр с поперечными профилированными полосками.
Фронтоны зданий (XVIII в.)
1 — Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры; 2 — Успенский собор Киево-Печерской
лавры, западный фасад
Художественный облик зданий в значительной мере обусловлен характером оконных наличников и дверных порталов. Если в русской архитектуре окна устраивались обычно небольшими, а основным декоративным элементом являлся богато украшенный дверной портал, чаще всего в виде перспективно убывающих арочек (так называемый перспективный портал), то на Украине это является редкостью [в Путивльском Молчинском соборе (1669) и в церкви в Соснице (1752)].