Обрамление оконных и дверных проемов, так же как и декор плоскостей, отличается в украинской архитектуре нарядностью и большим разнообразием. Техника выполнения этого убранства была двух видов: из профилированного или специально обтесанного кирпича с последующим оштукатуриванием тонким слоем или же посредством лепки, причем рисунок орнамента иногда выполнялся резьбой по сырой штукатурке (порталы церкви в Сорочинцах, портал и фриз трапезной Выдубецкого монастыря), а иногда собственно лепкой (Мгарский собор).
Декор в виде резьбы по камню не применялся. Исключение составляют резные украшения Никольского собора в Киеве, выполненные по камню и усиленные поверх лепкой. Именно посредством лепки украинские мастера создали непревзойденные шедевры орнаментального убранства зданий.
Фронтоны зданий (XVIII в.)
1 — Фроловский собор в Киеве; 2 — Михайловский Златоверхий собор в Kиеве западный фасад
Можно установить следующую хронологическую закономерность — в XVII в. и примерно первой трети XVIII в. декоративное убранство выполнялось в кирпиче, позже большое распространение получает декоративная лепка.
Если ордерная плоскостная декорация в виде пилястр и лопаток имеет в своей основе ренессансный первоисточник, то при изучении характера оконных наличников и порталов становится очевидной настолько сильная переработка элементов ордерного убранства, что с полным основанием можно считать этот декор проявлением самобытного творчества народных мастеров.
Характер оконных обрамлений зависит прежде всего от очертаний самих проемов — прямоугольных, арочных, шестиугольных фигурных (крестообразных) и круглых. Редко встречаются первый и последний типы. Прямоугольные окна известны в Успенской церкви Киево-Печерской лавры, в Михайловской церкви в Переяславе. Круглые окна появляются только со второй половины XVIII в. (памятники в Золотоноше и с. Воронеж) и то в качестве второстепенных при наличии больших световых проемов. В подавляющем большинстве случаев оконные перемычки делались арочными, со слабо выраженной кривизной (кельи Елецкого монастыря, каменицы). Хотя в начале XX в. в земском строительстве с претензией на украинский стиль была большая мода на шестиугольные «национальные» окна, такие окна в каменной архитектуре XVII — начале XVIII в. встречались редко (Петропавловская церковь Густынского монастыря). Крестообразные окна встречаются в конце XVII и начале XVIII в. в зданиях различного объемно-планового построения (собор Мгарского монастыря, Екатерининская церковь в Чернигове и др.).- Фигурные окна требовали такого обрамления, которое хотя бы приблизительно повторяло их очертания. Это легче всего достигалось с помощью свободной лепки. Прямоугольные удлиненные очертания требовали столь же удлиненных наличников в виде полуколонок и пилястр.
Формы дверных проемов были более однообразными. В подавляющем большинстве случаев верхняя перемычка проемов представляет кривую различных очертаний; нередко она имеет вид сложной трехцентровой арки с килевидным завышением (Екатерининская церковь в Чернигове, церковь в Сорочинцах и др.). За очень редкими исключениями (собор в Козельце, Успенская церковь Киево-Печерской лавры), прямоугольных проемов не встречается.