Соборы и церкви часть 22

Пропорциональное решение и общая композиция наружных объемов Троицкого и Мгарского соборов имеет много общего, за исключением количества куполов и их композиции. Надо заметить, что верхи всех черниговских памятников при большом разнообразии отличаются какой-то особой упругостью форм. Таковы купола Троицкого и Елецкого монастырей и других памятников. Этого нет в «полубанках по верху матиц»-Мгарского собора. Фонарь с маковкой по верху основного купола довольно суховат. Зато в Мгарском соборе на всех фасадах, за исключением восточного, возведены живописные фронтоны, характерные не в меньшей степени и для гражданских зданий.
Но самой главной достопримечательностью Мгарского собора являются его лепные украшения. Эта лепка носит барельефный характер. Лепные композиции даже внутри собора не связаны с религиозной тематикой и выражают тему изобилия и плодородия. Лепные изображения крылатых фигур, несущих корзины с плодами и цветами, исполнены подчеркнуто реалистично. Эти украшения кажутся особенно выразительными потому, что они компонуются прямо на гладкой поверхности стены. От этого выигрывает также и выразительность плоскости, она кажется более монолитной.

К этому же типу храмов относится собор Полтавского Крестовоздви-женского монастыря (1709 г.). Его план почти не отличается от плана Мгарского собора, но в объемном решении и декоративной обработке здания имеются еще большие различия, чем при сравнении предыдущих двух памятников. Это единственный сохранившийся на Украине храм с семью куполами (в Стародубе существовал Преображенский собор XVII в., также увенчанный семью куполами, но памятник не сохранился). Расположение этих куполов в плане представляет своеобразное сочетание украинского крестообразного пятиглавия с двумя башнями на западной стороне, как это было в некоторых памятниках XI—XII вв.

В пластическом решении вышерассмотренных двух памятников в той или иной мере чувствуется влияние классических приемов. Здесь этого нет. По горизонтали здание лишь слегка разделено узким карнизом на две неравные части. Угловые пилястры расчленены поперечным узором, как это было в памятниках Стародуба и Глухова. Исключительным своеобразием отличаются оконные проемы и их обрамление.

Собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1689—1709 гг)

Собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1689—1709 гг.

Собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1689—1709 гг.). План. Пропорциональный анализ

Здесь применены много типов окон от почти квадратных до сильно вытянутых, что создает большое разнообразие в чередовании плоскостей и проемов.

Рисунок наличников и порталов также разнообразен и чрезвычайно живописен.
В целом можно сказать, что в этом памятнике при прямоугольном базиликальном плане с большой силой сказались традиционные самобытные черты, которые мы уже наблюдали в ряде других памятников.

Пропорциональный анализ плана этого здания подтверждает наблюдение, что основой соразмерности зданий являлся квадрат и его диагональ (см. чертеж).

Так, в соборе Полтавского Крестовоздвиженского монастыря диагональ квадрата, построенного на стороне столба, равна расстоянию между этим столбом и пилястром стены; диагональ квадрата, построенного на этом расстоянии, равна расстоянию между парой столбов; диагональ квадрата, построенного на расстоянии между ними, равна ширине бокового нефа и т. д.

далее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector