Соборы и церкви часть 7

Совсем неожиданный вид имеет южный фасад здания. С этой стороны пристроен вытянутый двухэтажный корпус; его нижний этаж состоит из двух продольных камер и прохода в центре, который ведет на второй этаж. Верхний этаж пристройки представляет собой длинный коридор, перекрытый коробовым сводом с характерными для первой половины XVIII в. распалубками над окнами.

Каким же было здание первоначально? Корон — древний город. Существует мнение, что именно он является древним Хоробрем, упоминаемым в летописях ХII в. На рубеже XVII—XVIII вв. Короп наряду с Глуховым являлся центром «войсковой арматы», т. е. казацкой артиллерии. Особую роль Короп и его район играл при гетмане Самойловиче, когда взаимоотношения с Польшей продолжали оставаться крайне напряженными. Здесь не только дислоцировалась артиллерия, но создавалось артиллерийское вооружение и боеприпасы. В этом районе расположен древнейший центр по производству пороха — Шосткинский пороховой завод. Здесь же развертывались события шведской войны.

Все это говорит о том, что Короп был поселением военного характера. По-видимому первоначально здесь была небольшая церковь, приспособленная к обороне, о чем говорит необычайная толщина се стен. Во времена Самойловича или в годы русско-шведской войны над зданием была возведена башня, в которой помещались пушки, а с южной стороны был пристроен продольный корпус, предназначенный для размещения гарни¬зона и хранения боеприпасов. В третий этап—в 50—60-х годах XVIII в. — был возведен восьмиугольный барабан с куполом, а бойницы переделаны в окна.

Собор Крупицко-Батуринского монастыря (XVII в.)

Собор Крупицко-Батуринского монастыря (XVII в.)

Выше была упомянута церковь начала XVIII в. в селе Борисовке ныне Белгородской области, приспособленная для целей обороны. По-видимому, церковь Ильи в Короле является вторым сохранившимся на Левобережье памятником оборонного назначения.

Совсем иного рода исключением является собор Красногорского монастыря в Золотоноше, построенный в 1767 г. Григоровичем-Барским по заказу запорожского казака Якова Щербины1.

Необычным для украинских зданий является план этого здания в виде латинского креста. Казалось бы, это схема культового здания западного образца. Например, по аналогичному плану в XVI—XVII вв. строились церкви в Сербии. В то же время здание завершается поставленными в ряд тремя куполами, что является древней и излюбленной на Украине традицией. К тому же форма куполов типично украинская. Наружное декоративное убранство здания наделено чертами академической школы, а его обилие отражает сложившуюся к этому времени на Украине тенденцию нарядности зданий.

Наиболее активные деятели верхушки казачества, бесстрашные, жестокие и далеко не бескорыстные, были щедрыми благодетелями церкви. Если в годы наиболее ожесточенной национально-освободительной войны культовое строительство было незначительным и сооружались почти исключительно деревянные церкви, то примерно с 70-х годов XVII в. начинается массовое строительство культовых сооружений из кирпича.

Было бы романтическим заблуждением полагать, что социальная группировка казачества не имела классовых противоречий. В годы подъема национально-освободительной борьбы церковь была идейным союзником казачества, способствующим росту национального сознания народа и противостоящим колонизаторским устремлениям польской шляхты. Однако позже, когда казацкая верхушка все более отдалялась от парода, церковь становится на службу украинской феодальной верхушки, жестоко эксплуатирующей народные массы.

Дух времени требовал монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII — начале XVIII в., становится создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника содеянному народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры.

троицкий собор
Троицкий собор в Трубчевске (XVI—XVIII вв.). План первого этажа

Типом зданий, совмещавших в себе черты культовой, гражданской и оборонной архитектуры, были церкви, которые можно условно назвать зальными. Эти здания по своему виду не похожи на церкви; фактически на них даже нет куполов; по верху кровли устраивались лишь небольшие деревянные фонари с малозаметными луковицами, которые при перестройках перемещались с одного места на другое. При трехчастном построении (притвор — основной нефабсида) основной неф представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. Следует отметить, что такие здания в XV—XVI вв. были распространены и на Правобережье (церкви в Залужье, 1600 г., и в Подгорянах, XVI — XVII вв., Тернопольской области и др.).

В интересующих нас районах существуют три здания подобного рода: Ильинская церковь в Субботове (1654 г.), Михайловская в Переяславе (1666 г., реставрирована в 1711 и 1749 гг.) и теплая церковь Софийского монастыря в Киеве, называемая иногда Малой Софией (1730 г.).

Эти три памятника при общей схеме имеют следующие различия. Церковь в Субботове имеет западный притвор с хорами, перекрытый коробовым сводом, главный неф и граненую восточную абсиду со стрельчатыми распалубками. Притвор Михайловской церкви перекрыт довольно приплюснутым сомкнутым сводом, хоры отсутствуют. Главный неф такой же, как в Субботовской церкви, а абсида перекрыта двойным по внутреннему очертанию куполом (купол разной кривизны). Можно предположить, что снаружи Переяславский памятник имел три небольших главки — над притвором, абсидой и в центре.

далее

septilos.ru