Беседа шестнадцатая. Продолжение 8

На самом колесе имеется амортизированная качающаяся система, которою ты называешь барабаном. Колесо соединяется с корпусом автомобиля подвеской, которая служит второй качающейся системой. Толчок, вызываемый въездом на тротуар, смягчается эластичным устройством — шиной. С помощью схем, состоящих из конденсаторов и катушек, мы можем имитировать качающиеся системы, а их механические амортизаторы можно имитировать последовательно включенными резисторами; таким образом, мы создадим электрические аналоги наших механических систем. Для имитирования въезда на тротуар мы подадим соответствующий электрический импульс на всю совокупность используемых схем, которая представляет автомобиль (а вернее, его поведение).

Н. — Это в самом деле очень хорошо. Таким образом мы устраняем риск повреждения шины.
Вычисления в «нереальном времени»

Л. — Это не единственное положительное качество. При имитировании мы можем изменять масштаб времени . Электрическое явление в точности соответствует поведению механической системы (например, напряжение на определенном электроде воспроизведет движение автомобиля во времени), но происходит оно в другом масштабе времени. Или, как говорят кинорежиссеры, совсем не обязательно работать в «реальном времени». Поэтому мы, например, можем сделать так, что электрические процессы будут протекать медленнее воспроизводимого ими явления, что облегчит запись выходного напряжения.
В других же случаях может понадобиться, наоборот, ускорить эволюцию электрического эквивалента изучаемого явления.

Н. — В этом я не вижу никакой пользы, ведь намного интереснее получить возможность внимательно, не торопясь, проследить за ходом развития явления.

Л. — Да, если это очень быстрое явление. Но может понадобиться исследовать и какую-либо очень медленную эволюцию. Как, например, проследить за работой большого парового котла, питающего турбину. Изменение огня в топке из-за значительной тепловой инерции котла скажется на давлении пара только через значительное время. Поэтому очень интересно создать аналоговую модель котла и турбины, позволяющую в любой момент узнать, как будет реагировать вся установка на уменьшение или увеличение подачи угля на одну лопату. Проводя такой ускоренный предварительный анализ поведения установки, мы получаем возможность расходовать топливо с максимальной рентабельностью.

Н. — По сути дела, это современный вариант хрустального шара колдунов — с помощью своего метода ты прекрасно предсказываешь будущее!

Л. — Ты преувеличиваешь — я могу «предсказать будущее» лишь в тон мере, в какой оно строго подчиняется простым математическим законам. Только в этом случае имеется возможность экстраполировать во времени последствия относительно ограниченного действия.

Н. — До того момента, когда все электронные автоматы восстанут против своих творцов.

Л. — Я попрошу тебя! Пожалуйста, не заимствуй дурной напыщенный стиль у бульварной прессы! Не забывай, что ни
одна электронная машина никогда не даст тебе того, что ты в нее не вводил. Она также не может восстать или попытаться проглотить своего конструктора, как автомобиль, в котором никого нет, не может сам броситься в погоню за своим водителем. Успокойся, Незнайкин, мы ознакомились со многими вопросами электроники, а в этой науке мне больше всего нравятся ее удивительные возможности помочь человеку. Электроника обеспечит прогресс техники, который сегодня нельзя даже представить себе, но который в значительной мере пойдет на благо человечеству.

Н. — Если ты перешел к таким большим обобщениям, я должен сделать вывод, что мы закончили свою беседу.

Л. — Нам еще предстоит об очень многом поговорить. Я предлагаю тебе, Незнайкин, подумать пару недель, а затем вновь придти ко мне, чтобы разом и в любом порядке задать мне вопросы по всем темам, которые кажутся тебе наиболее сложными. Я надеюсь, что таких вопросов окажется не очень много и мы быстро покончим со всем, что осталось неясным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector