14.7.1 Электропривод

Таблица 14.35 Номенклатура лифтового оборудования

номенклатура лифтового электрооборудования

(В) или вниз (Н). Ролик 3 командоаппарата через прорезь выходит за наружную стенку кабины.

Это сделано для того, чтобы при подходе кабины к крайним этажам под действием отводки в шахте контактная система переводилась в среднее положение, соответствующее выключенному двигателю. Если к моменту подхода кабины к крайнему этажу проводник не снял руку с рукоятки комаидоаппарата, то удар на руку от ролика передаваться не будет, так как между подвижной контактной системой и рукояткой обеспечена гибкая связь с помощью пружины 5.

Рычажное управление в настоящее время применяется только у грузовых лифтов.

Кнопочное управление.

Все аппараты управления должны быть снабжены кнопкой «Стоп».

Для лифтов пассажирских и грузо-пассажирских должно применяться внутреннее или смешанное управление. При внутреннем управлении лифты должны быть оборудованы сигнальным вызовом. При смешанном управлении на посадочных (загрузочных) площадках устанавливают вызывные аппараты для вызова кабины или подачи команды на ее остановку при движении кабины в попутном направлении.

У пассажирских и грузо-пассажирских лифтов при смешанном управлении допускается вызов порожней кабины с открытыми дверями. При этом должен быть установлен контроль наличия в кабине пассажира или груза весом более 15 кгс, а также исключена возможность вызова кабины с открытыми дверями и в том случае, если находящийся в ней пассажир каким-либо образом освободит пол.

На этажных посадочных (загрузочных) площадках этих лифтов должен устанавливаться световой сигнал «Занято», действующий при наличии в кабине пассажира или груза весом более 15 кгс при движении кабины и при открывании любой двери шахты. Сигнал должен быть вмонтирован в вызывной аппарат или установлен в непосредственной близости от него.

У лифтов, оборудованных системой собирательного управления, сигнал «Занято» может не устанавливаться. В таких лифтах должна быть предусмотрена сигнализация о принятии вызова.

У лифтов, система управления которыми позволяет движение кабины только с закрытыми дверями, допускается вызов кабины с посадочной (загрузочной) площадки при наличии в ней пассажира, если по истечении времени, установленного для регистрации приказа вошедшим пассажиром, такой приказ зарегистрирован не был, т. е. допускается отсутствие регистрации наличия пассажира в кабине (неподвижный пол). Ограничитель загрузки, которым при необходимости оборудуются пассажирские и грузо-пассажирские лифты, должен автоматически предотвращать пуск электродвигателя при перегрузке и включать световой сигнал «Лифт перегружен».

У лифтов больничных и грузовых с проводником должно применяться только внутреннее управление; эти лифты должны быть оборудованы сигнальным вызовом.

У лифтов грузовых без проводника и грузовых малых должно применяться только наружное управление; у лифтов, предназначенных для обслуживания более двух загрузочных площадок, аппарат управления должен устанавливаться на площадке основного загрузочного этажа.

У лифтов на две остановки допускается устанавливать аппараты управления на обе их загрузочных площадках: на верхней — для спуска кабины, на нижней — для подъема.

У лифтов с проходной кабиной разрешается установка такого аппарата у каждой двери. Возможность установки аппаратов управления на всех или нескольких загрузочных площадках должна определяться в зависимости от условий эксплуатации лифта по согласованию с органом технадзора.

У таких лифтов (кроме грузовых малых) кабина должна быть оборудована дверями, а пуск и движение кабины должны быть возможными при закрытых и запертых дверях шахты и закрытых дверях кабины.

У грузовых лифтов допускается по согласованию с технадзором применение смешанного управления с установкой на этажных площадках аппаратов, рассчитанных как на вызов кабины, так и на пуск ее на любой этаж.

При смешанном управлении переключение лифтом с внутреннего на наружное (и обратно) может осуществляться при помощи подвижного пола или других устройств, контролирующих нахождение пассажира или груза в кабине; при помощи переключателей, устанавливаемых в кабине и приводимых в действие вручную или при помощи реле времени; при этом выдержка времени должна обеспечить выполнение команды на движение от наружных аппаратов управления не ранее чем через 5 с после окончания движения или закрытия дверей кабины, или действия кнопки «Стоп».

Во всех случаях смешанного управления кабина лифтов должны быть оборудованы дверями. Движение кабины как при внутреннем, так и при наружном управлении должно быть возможно только при закрытых дверях кабины.

Система управления лифтами, кроме лифтов с собирательным управлением, должна исключать возможность исполнения новой команды до выполнения ранее поданной.

Лифты, кроме грузовых малых, должны быть оборудованы кнопочным аппаратом для пуска лифта из машинного помещения. Схема управления лифтом должна исключать возможность пуска его при неисправных предохранительных устройствах.

Управление из машинного помещения должно быть возможно при условии:

а) отключения всех других аппаратов управления;

б) предотвращения воздействия подвижной отводки на автоматические замки у лифтов, оборудованных такой отводкой;

в) включения сигнала «Занято» у лифтов, оборудованных им;

г) предотвращения открывания дверей при остановке кабины на этажных площадках у лифтов, оборудованных автоматическими дверями.

Лифты со скоростью движения более 0, 71 м/с (кроме тротуарных и грузовых малых) должны быть оборудованы кнопочным аппаратом для управления с крыши кабины. Кнопочный аппарат должен иметь две кнопки: одну — для пуска кабины вниз и вторую — для пуска вверх; скорость перемещения кабины при управлении этим аппаратом не должна превышать 0, 36 м/с.

Лифты со скоростью движения 0, 71 м/с и менее с приводом, не обеспечивающим пониженную скорость (0, 36 м/с), могут быть оборудованы кнопочным аппаратом для управления с крыши кабины на полной скорости, при этом кнопочный аппарат должен иметь только одну кнопку — для пуска кабины вниз. Эти кнопки должны быть включены так, чтобы исключалась возможность движения кабины при действии предохранительных устройств, снабженных электрическими контактами.

Движение кабины при управлений с крыши должно быть возможно:

а) после отключения всех других аппаратов управления;
б) только при нажатой кнопке управления.

Электрическая схема управления лифтом должна удовлетворять следующим требованиям:

а) при прекращении питания приводного электродвигателя должна автоматически отключаться цепь управления лифтом; после восстановления питания должен быть исключен самозапуск лифта;
б) после остановки лифта между этажами и устранения причины, вызвавшей остановку, нормальная работа лифта должна восстанавливаться немедленно или после прибытия кабины на последующую или предыдущую посадочную (загрузочную) площадку;
в) у лифтов с собирательной системой управления должна быть исключена возможность остановки кабины при поступлении команды на остановку с посадочной (загрузочной) площадки в момент, когда кабина находится от этой площадки на расстоянии, меньшем пути нормального замедления;
г) контакты, предназначенные для отключения электродвигателя, наложения механического тормоза, подачи команды на остановку «Стоп», а также контакты предохранительных устройств работать должны только на разрыв электрической цепи.

В качестве командоаппаратов при кнопочном управлении применяются кнопочные посты управления серий ПЛ-2000; ПЛ-3000; Г1Л-5000 и Г1Л-6000. Посты ПЛ-2000 (рис. 14. 61) предназначены для управления пассажирским лифтами грузоподъемностью 320 кг как с ручным, так и с автоматическим приводом дверей.кнопочный пост

Посты ПЛ-3000 предназначены для управления грузовыми и больничными лифтами. На посту есть устройство сигнализации. При появлении сигнала вызова с этажа загорается сигнальная лампочка соответствующего этажа, которая расположена на крышке рядом с толкателем приказа. При собирательной системе применяются посты ПЛ-5000 и ПЛ-6000. В отличие от кнопочных постов ПЛ-2000 на этих постах все кнопочные элементы установлены с удерживающими электромагнитами, а на постах ПЛ-6000, кроме того, имеется устройствостве этажных выключателей и выключателей точной остановки.
Индуктивный датчик — это индуктивная катушка со стальным сердечником, магнитная система которой разомкнута и индуктивное сопротивление мало. Параллельно и последовательно с катушкой включены конденсаторы (рис. 14. 65). Вторая часть индуктивного датчика — ферромагнитный

Схема индуктивного выключателя

Рис. 14. 65. Схема индуктивного выключателя типа ИКВ-22:
Др — дроссель;
С1— конденсатор;
С2 — конденсатор;
Р — исполнительное реле
шунт в виде стальной полосы.

При отсутствии ферромагнитного шунта над полюсами датчика по катушке включенного последовательно с ним исполнительного реле протекает ток, достаточный для его включения. Замыкание магнитной системы происходит в момент прохождения ферромагнитного шунта мимо датчика, в результате чего индуктивное сопротивление датчика увеличивается, наступает резонанс тока, ток в цепи реле уменьшается, и реле отключается.

Индуктивные датчики в зависимости от назначения устанавливаются либо в шахте (этажные выключатели), либо на кабине (выключатели замедления, точной остановки).
Ферромагнитный шунт к датчику выполняется в виде стальной полосы толщиной 2—3 мм. Размеры шунта выбираются в зависимости от назначения выключателя и скорости лифта (минимальные размеры шунта 80X140 мм). В качестве исполнительного реле к выключателю применяется реле типа МКУ-48 или другие, если их активное и индуктивное сопротивления при отпущенном и притянутом якоре будут такими же, как в вышеуказанных паспортах.

Ток срабатывания реле при напряжении 0, 85 Vном И отсутствии шунта над полюсами выключателя должен быть не менее 0, 45 А. Ток отключения реле при напряжении 1, 1 Vном и зазоре между шунтом и полюсами выключателя 6±4 мм не должен быть более 0, 1 А. Потребляемая реле мощность 6 Вт. Сечение присоединительных проводов не должно быть менее 1, 5 мм2.
Автоматическое управление лифтом осуществляется с помощью станций управления. Станция управления представляет собой объединенное общей конструкцией комплектное устройство, предназначенное для дистанционного автоматизированного управления лифтовой установкой. На станции управления комплектуется вся релейно-контакторная аппаратура управления, защиты, сигнализации, а также автономные источники питания для лифтовой установки. Номенклатура и область применения лифтовых станций управления для типовых конструкций лифтов моделей 1958—1967 гг. приведена в табл. 14. 36.

По конструктивному исполнению станции управления разделяются на блоки управления Б К и панели управления ПК. В виде блоков управления изготовляются станции управления для малых грузовых лифтов, малых грузовых магазинных, грузовых и больничных на две остановки, для грузовых тротуарных и грузовых выжимных с односкоростным электроприводом; для прочих лифтов станции изготовляются в виде панелей управления.

Блок управления представляет собой устройство, в котором аппаратура управления и защиты собрана на одной общей изоляционной плите (асбоцементной, гетинаксовой и т. п. ) без рамы.
Панели управления могут выполняться на нескольких изоляционных плитах, укрепленных на общей раме или каркасе; панели изготовляются также в реечном исполнении, при котором аппаратура монтируется на изоляционных или металлических рейках, собранных на общей раме или каркасе.

Панели и блоки конструктивно выполняются с передним и с задним присоединением аппаратов и проводов. Внешние провода присоединяются к станции управления (через специально устанавливаемые на станциях зажимы), силовые цепи — непосредственно к болтовым соединениям силовой аппаратуры станций. По способу защиты станции управления имеют открытое исполнение и защищенное — в металлических шкафах.

В табл. 14. 31 и 14. 32 приводятся основные технические данные станций управления; на рис. 14. 66 и 14. 67 даны эскизы станций с габаритными размерами.

Сигнализация. Сигнальная лампа должна устанавливаться в вызывном аппарате, предназначенном для непосредственного вызова свободной кабины пассажире кого лифта, в кнопочном аппарате малого грузового лифта, а также в кнопочном аппарате грузового лифта без проводника. Сигнальная лампа должна гореть, если какая-либо из дверей шахты не закрыта. У пассажирских лифтов с непосредственным вызовом свободной кабины сигнальная лампа должна также гореть при нахождении в кабине пассажира или груза массой более 15 кг.

Таблица 14.36 Номенклатура и область применения лифтовых станций управления

лифты
лифты

septilos.ru