11.5.1. Обслуживающий персонал и его квалификация

Слесарей, обученных для ремонта промышленного оборудования и имеющих соответствующий разряд, дополнительно обучать и выдавать удостоверение на право ремонта и обслуживания кранов не требуется.

К ремонту и обслуживанию кранов на стройках допускаются слесари, прошедшие обучение по ремонту строительных машин и механизмов. Необходимость и объем дополнительного обучения или инструктажа этих рабочих определяются администрацией предприятия, в штате которого находятся рабочие.

Электромонтерам и другим лицам, про изводящим ремонт, наладку и испытания электрооборудования кранов, а также лицам, ответственным за их исправное состояние, присваивается группа по электробезопасности не ниже III (п. ЭШ-6-4 Г1ТЭ).

К управлению кранами с пола или со стационарного пульта и подвешиванию груза на крюк допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся такими кранами, после инструктажа и проверки навыков по управлению краном и запенке грузов ст 317 Правил по кранам). Порядок инструктажа устанавливается администрацией предприятия, эксплуатирующего краны. Проведение специального обучения этих рабочих и выдача им удостоверений не обязательны.

Если рабочие не достигли 18 лет, то возможность их допуска к управлению кранами с пола или пульта администрация предприятия должна согласовать с заводским комитетом профсоюза.

Порядок обслуживания кранов, переводимых на управление с пола, должен быть согласован с местными органами технадзора (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г. ).

Рабочие основных профессий металлургических, машиностроительных и других производств могут быть допущены к занепке грузов к крюку кранов, управляемых из кабины, если не требуется предварительной обвязки его (груз снабжен петлями, рымами, цапфами для зацепки его или находится в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре, или захватывается полуавтоматическими грузозахватными приспособлениями). Обучение этих рабочих производится по программам, утвержденным самим предприятием. Программа рассчитывается на 14—20 ч обучения и должна быть составлена с таким расчетом, чтобы обученный и допущенный к выполнению обязанностей по зацепке груза рабочий обладал навыками, требующимися для правильного подвешивания груза на крюк, умел определить пригодность чалочного приспособления, знал порядок обмена сигналами с крановщиком, а также условия безопасного перемещения и укладки грузов. К этим рабочим предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.

После проверки знания программы обучения этим рабочим должны быть выданы удостоверения на право производства работ по зацепке грузов и инструкция стропальщика. В удостоверении делается запись: «Допущен к зацепке груза на рабочем месте». Удостоверение снабжается фотокарточкой.

Для работы в качестве стропальщика могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов (ст. 308 Правил по кранам). Если эти рабочие имеют на руках соответствующее удостоверение или аттестат ГПТУ или учебно-курсового комбината, то необходимость, объем и порядок дополнительного обучения или инструктажа определяются администрацией предприятия по месту их работы с учетом того, что эти рабочие должны иметь навык по строповке груза, хорошо знать содержание инструкции для стропальщика и порядок подачи сигналов крановщику. После проверки комиссией предприятия знаний и навыков им следует выдать удостоверение стропальщика и производственную инструкцию.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не обозревается из кабины крановщика, и в случае отсутствия между крановщиком и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику должен быть назначен сигнальщик из числа обученных и аттестованных стропальщиков.

Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в 1972 г. утверждены по согласованию с Госгортехнадзором СССР следующие новые программы (письмо Госгортехнадзора СССР от 10 апреля 1972 г. № 06-13-86/547):

  • программы для курсовой подготовки стропальщиков (профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства);
  • программы для курсовой подготовки машинистов (крановщиков) мостовых (козловых) кранов (профессии рабочих общие для всех отраслей народного хозяйства).
  • Указанием от 17 декабря 1970 г. Госгортехнадзор СССР разъяснил, что для подготовки рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, в учебных заведениях и курсовой сети предприятий (организаций) допускается использование ранее утвержденных программ и учебных планов для индивидуальной и бригадной подготовки таких профессий и специальностей.

    Подготовку новых программ производит Центральный учебно-методический кабинет профессионально-технического образования Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (Москва, И-301, Мурманский проезд, 8).

    Периодическая внеочередная проверка знаний и инструктаж.

    Администрация предприятия обязана производить проверку знаний всего персонала, обслуживающего краны, периодически, не реже одного раза в 12 мес. (считая со дня подписания протокола квалификационной комиссией). Присутствие инспектора на этих проверках не обязательно.

    Периодическая проверка знаний производится комиссией в объеме должностных инструкций. Проверка производится по графику, утвержденному руководством предприятия (цеха, участка). О предстоящей периодической проверке знаний персонал следует уведомить не менее чем за месяц.

    Внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего краны, производится при переходе рабочих с одного предприятия на другое, а также по требованию ИТР по надзору за кранами или инспектора, если установлены случаи нарушений должностных инструкций. После внеочередной проверки знаний очередная проверка производится не позднее чем через 12 вес. после внеочередной.

    Крановщики, стропальщики и другие рабочие после перерыва в работе по специальности более одного года должны пройти проверку знаний в комиссии предприятия и в случае удовлетворительных результатов могут быть допущены к стажировке для восстановления необходимых навыков. В этом же порядке производится восстановление на работу по специальности уволенных в запас военнослужащих, ранее работавших крановщиками, стропальщиками, слесарями и электромонтерами по обслуживанию кранов.

    Периодическая и внеочередная проверка знаний персонала проводится постоянно действующими комиссиями, создаваемыми приказом руководства предприятия в составе не менее трех человек инженерно-технических работников соответствующей квалификации. Председателем комиссии должен быть главный инженер или его заместитель или руководитель соответствующего цеха (участка).

    На предприятиях (организациях) с большим числом обслуживающего персонала может быть создано несколько комиссий для проведения периодической и повторной проверки персонала, при этом в качестве председателей могут быть назначены инженерно-технические работники соответствующей специальности (главные механики, главные энергетики, начальники цехов и т. п. ).

    Результаты периодической и внеочередной проверки знаний следует оформлять записью в журнале, в котором эти результаты проверки подтверждаются председателем комиссии и членами. По усмотрению председателя комиссии результаты периодической проверки знаний могут быть оформлены протоколом с обязательной отметкой в журнале. Рекомендуемая форма протокола и журнала дается в приложениях 3 и 4.

    Лицам, прошедшим проверку, выдается вкладыш к удостоверению (приложение 2). Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку груза к крюку таких кранов, должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 12 мес. Порядок проведения и оформления инструктажа устанавливается предприятием.

    Порядок пересода крановщиков для работы на другой кран

    Крановщики и их помощники допускаются к работе в соответствии с присвоенной им квалификацией. При необходимости перевода крановщика с крана одного типа на другой, например с башенного на портальный или мостовой, с железнодорожного на пневмоколесный и т. д., они должны быть вновь обучены и аттестованы квалифика ционной комиссией с участием в ее работе инспектора госгортехнадзора или ведомственной инспекции котлонадзора. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенным программам, составленным предприятием, производящим обучение, рассмотренным учебно-методическим советом предприятия и утвержденным председателем совета (главным инженером).

    Сокращенная программа может быть составлена на базе основной. Из последней могут быть опущены такие разделы, которые уже ранее изучались крановщиком, например основы материаловедения, основы слесарного и электромонтажного дела, сведения из технической механики и деталей машин, чтение чертежей и т. п. Основное внимание должно быть обращено на изучение особенностей конструкции, управления краном и безопасного выполнения работ.

    При переводе крановщика, его помощника с одного крана на другой того же типа, по другой модели или с другим приводом администрация предприятия обязана ознакомить его с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков эти лица могут быть допущены к самостоятельной работе на кране другой модели.

    Стажировка производится под наблюдением машиниста, работавшего на данном кране. Время стажировки устанавливается лицом, ответственным за исправное состояние крана по согласованию с лицом, осуществляющим надзор за кранами на данном предприятии.

    В этом же порядке крановщик мостового крана может быть переведен для работы на козловой кран, а крановщик козлового крапа для работы на мостовой, так как эти краны являются однотипными и обучение обычно производится по общей программе. На некоторых предприятиях в эксплуатации имеются железнодорожные краны старых конструкций с приводом от паровой машины. В связи с тем что на таких кранах установлен паровой котел, перевод машинистов и их помощников для работы на такие краны с кранов, имеющих другой привод (механический, электрический, дизель-электрический), может производиться только после обучения по соответствующей программе для машинистов кранов с паровым приводом.

    Порядок перевода крановщика для работы с одного крана на другой в смене устанавливается предприятием (строительной организацией). При этом крановщики заранее должны знать номера крапов, на которых они могут работать. При необходимости работы в смене попеременно на двух и более мостовых кранах крановщику заранее должны быть выданы ключ-марки от этих кранов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    septilos.ru
    Adblock
    detector