6.4.1 Ограничители грузоподъемности

Работа этого ограничителя заключается в следующем. При установке рукоятки двухпозиционного гидравлического крана управления в крайние положения Б или В ОГП настраивается соответственно на работу крана без выносных опор или с ВЫносными опорами.

При положении Б шток гидроцилиндра перемещается в крайнее верхнее положение и пружина ОГП полностью разгружается. При этом гидравлическая жидкость год давлением поступает из гидросистемы крана через магистраль Д и гидравлический кран управления в нижнюю полость гидроцилиндра.

Под действием силы, возникающей в оттяжках головки блоков от усилий в стрелоподъемном голиспасте, стреловом и грузовом канатах, экцентриковый вал вместе с закрепленным на его конце рычагом стремится повернуться против часовой стрелки. При отсутствии перегрузки крана такой поворот невозможен, так как груз, подвешенный на тяге к рычагу, прижимает рычаг через связь и ограничитель хода к кронштейну. При этом плунжер гидравлического золотника, соединенный с ограничителем хода, будет находиться в нижнем положении, а полости гидроцилиндров тормоза стреловой лебедки и педали муфты сцепления будут соединены со сливом через магистраль С.

В случае перегрузки крана момент, создаваемый силой в оттяжках, превысит момент от груза, подвешенного на тяге к рычагу. Рычаг повернется против часовой стрелки на некоторый (весьма небольшой) угол и переместит плунжер гидравлического золотника вверх до соприкосновения ограничителя хода с кронштейном. При этом жидкость из линии давления Д гидросистемы поступит в гидроцилиндры тормоза стреловой лебедки и педали муфты сцепления, вследствие чего отключится привод всех механизмов крана и принудительно будет замкнут тормоз стреловой лебедки. Даже умышленное размыкание тормоза стреловой лебедки в данном случае невозможно. Так как верхняя полость гидравлического золотника соединена с линией слива, а к нижней полости подведено давление, перемещение плунжера гидравлического золотника (а следовательно, и срабатывание ОГП) вверх произойдет резко и четко.

При установке рычага управления лебедками крана на опускание груза или подъем стрелы одновременно переключается блокировочный гидравлический золотник. Тогда жидкость под давлением подается только в верхнюю полость гидравлического золотника, а полости исполнительных гидроцилиндров соединяются со сливом, что обеспечивает резкий и четкий возврат золотника в исходное нижнее положение.

При установке рукоятки гидравлического крана управления в положение В (что соответствует работе крана на выносных опорах) жидкость под давлением поступает из гидросистемы крана через магистраль Д в верхнюю полость гидроцилиндра и шток перемещается в нижнее положение. При этом пружина ОГП сжимается до определенной величины, соответствующеи заданному положению регулировочной гайки. Порядок работы ОГП в данном случае будет полностью соответствовать рассмотренному выше.схема стрелового крана

Рисунок 6.9. Схема стрелового крана типа СКГ с установленным ограничителем грузоподъемности (а) и схема ограничителя грузоподъемности для кранов типа СКГ (б):
1 — рама поворотной платформы;
2 — ограничитель грузоподъемности; 3—канатные оттяжки; 4 — головка блоков; 5 — стрелоподъемный полиспаст; 6 — стрела; 7 — укосина: 8—корневой шарнир стрелы; 9—пружина; 10 —конечный выключатель

Проектным институтом «Промстальконструкция» разработаны монтажные краны с дизель-электрическим приводом на гусеничном ходу средней и большой грузоподъемности (СКГ-40, СКГ-100, СКГ-160 и СКГ-250). Краны этого ряда, за исключением СКГ-250, в настоящее время серийно изготовляются заводами Минмонтажспецстроя и Миистройдормаша и оборуду
ются ОГП односигнального типа, которые полностью унифицированы.

Ограничитель грузоподъемности (рис. 6. 9), разработанный проектным институтом «Промсталькострукция» прост по конструкции и отличается высокой эксплуатационной надежностью. Он выполнен в виде цилиндра со штоком, в котором установлена пружина, предварительно сжатая до необходимой величины и закрепляется между канатными оттяжками головки блоков, являющимися датчиком постоянного усилия.

Ограничитель работает следующим образом. Под действием силы в канатных оттяжках головки блоков возникает растягивающее усилие, приложенное к ОГП в точках закрепления цилиндра и штока на канатных оттяжках, в результате чего пружина сжимается. В случае перегрузки крана растягивающее усилие в ОГП превысит усилие предварительного сжатия пружины. Пружина сожмется дополнительно па некоторую величину. Шток переместится и отключит конечный выключатель. При этом разрывается электрическая цепь катушки линейного контактора и работа всех механизмов прекращается. Для приведения крана в безопасное состояние его электрическая схема допускает возможность включения механизмов на опускание груза (только грузовой лебедкой) или подъем стрелы.
Настройка ОГП на кране производится путем подвешивания на крюке груза, превышающего на 10% номинальной для данного вылета стрелы, и определения наименьшей величины сжатия пружины, при которой конечный выключатель находится во включенном состоянии.

ОГП односигнального типа аналогичной конструкции устанавливаются также па гусеничных монтажных кранах МКГ-160, МКГ-25БС и МКГ-100, разработанных ЦКБ Главстроймеханизации и серийно изготовляемых на заводах Минмонтажспецстроя СССР, Минмонтажспецстроя УССР и Министерства энергетики и электрификации СССР. Эти ограничители грузоподъемности не имеют недостатков, свойственных ограничителям типа ОГП-1, используемых на стреловых кранах, обеспечивают необходимую точность срабатывания, надежны и стабильны в эксплуатации.

Для установки па мостовых крапах наиболее приемлемыми являются эксцентриковый ограничитель Синарского трубного завода, ограничитель Уралмашзавода и торсионный ограничитель ВНИИПТмаша. Возможно также использование для этих целей датчика усилий ограничителя ОГП-1 ВНИИстройдормаша.

Общий вид эксцентрикового ограничителя, применяемого на 5-, 10- и 30-т кранах Синарского трубного завода, представлен на рис. 6. 10. Основные детали прибора: уравнительный блок 1 и эксцентриковый палец 2, установленные на подшипниках качения, рычаг 3, укрепленный на конце эксцентрикового пальца, контргруз 4 и, кнопочный выключатель 5, отключающий
электродвигатель механизма подъема; расположенный на конце рычага контргруз при регулировке ограничителя перемещается при помощи гайки, после чего закрепляется контргайкой и пломбируется. Прибор устанавливается па раме тележки крана 6.

Отношение длины рычага I к эксцентриситету а принято в пределах ЮС—200 мм, благодаря чему можно устанавливать контргруз небольшой массы.
При регулировке ограничителя расстояние между контргрузом и кнопкой выключателя не должно превышать 3 мм.общий вид ограничителя


Рисунок 6.10. Общий вид эксцентрикового ограничителя грузоподъемности для мостовых кранов

Принцип действия прибора заключается в следующем. При подъеме груза, масса которого ниже номинальной грузоподъемности крана, момент от поднимаемого груза, равный сумме натяжений в ветвях огибающего уравнительный блок каната, которые действуют на плечо о, не в состоянии преодолеть момент от контргруза, вследствие чего ограничитель не нажимает на кнопочный выключатель. Если поднимается груз, масса которого превышает поминальную грузоподъемность крана, усилие па уравнительный блок возрастет и условия равновесия нарушаются. Поворачиваясь, рычаг поднимает контргруз, который, упираясь в кнопку выключателя, отключает двигатель механизма подъема.

Различие в конструкциях этих приборов определяется месторасположением уравнительного блока (над рамой или под рамой тележки), а также числом ветвей каната.
Продолжительная эксплуатация приборов показала, что они надежны в работе и не требуют повседневного ухода. Проверка прибора производится два раза в год, а в цехах со значительной запыленностью — раз в квартал.

В ограничителе Уралмашзавода (рис. 6. 11) датчиком также является уравнительный блок 1 с двухрядным шариковым подшипником, насаженный на вал 2, имеющий эксцентриситет 4 мм. На конце вала имеется квадрат, передающий усилие от каната рычажной системе 3 с передаточным числом 840; усилие уравновешивается грузом 4. При воздействии предельного грузя эксцентриковый вал поворачивается но часовой стрелке, рычаги поднимают

груз 4, который воздействует на выключатель 5. Для смягчения толчков установлены резиновые амортизаторы 6.

ограничитель веса

Рис. 6. 11. Ограничитель веса груза Уралмашзавода для мостового крана:
1— уравнительный блок; 2 — эксцентриковый вал; 3—-рычажная система; 4 — уравновешивающий груз; 5 — выключатель; 6 — резиновые амортизаторы
схема торсионного ограничителя

Рис. 6. 12. Схема торсионного ограничителя мостового крана

Рис. 6. 13. Установка датчика ОГП-1 на мостовом кране

ВНИИПТмаш разработал конструкцию торсионных ограничителей массы груза для мостовых кранов грузоподъемностью 5 и 10 Тс.
Упругим уравновешивающим органом торсионного ограничителя служит вал из стали марки 45 диаметром 38 мм. длиной 400 мм с кривошипом 100 мм. Действие ограничителя грузоподъемности (рис. 6. 12) основано на скручивании вала под влиянием усилия, возникающего в грузовом полиспасте при подъеме груза. Ограничитель состоит из торсионного вала 1, жестко закрепленного одним концом в стальной трубе 2. На втором свободном конце вала, расположенном на подшипниках качения 3, укреплен кривошип 4, скручивающий вал и воздействующий на микровыключатель 5.

На рис. 6. 13 показана схема установки датчика усилий ОГП-1 па мостовом крапе. Датчик монтируется под настилом тележки крана и кинематически связан с канатом грузового полиспаста. Для удобства настройки и обслуживания датчика в настиле тележки вырезается люк, запирающийся во время работы крана. Питание датчика осуществляется через кабель, перемещающийся по натянутому вдоль поста тросу. Одна из ветвей грузового каната пропускается через три блока (ролика), смонтированных на раме датчика. Рама выполняется из профильного металлопроката и приваривается к настилу тележки крана. Два ролика закреплены на раме неподвижно. Средний ролик подвижный, связан с динамометрическим кольцом датчика усилий посредством втулки и вилки. Усилие натяжения ветви грузового полиспаста вследствие отклонения блоками от вертикального положения раскладывается на вертикальную и горизонтальную составляющие последняя из которых через средний блок передается динамометрическому кольцу и преобразуется в электрический сигнал.

Релейный блок и указательная панель, позволяющая визуально определить степень нагрузки крана, устанавливаются в кабине. Вследствие отсутствия датчика угла (Дуг) упрощается электросхема ограничителя.

Опытные образцы ограничителя грузоподъемности установлены на мостовых кранах ДСК-3 Главмосстроя.

Ограничитель грузоподъемности на мостовых кранах должен устанавливаться заводом — изготовителем крана. Необходимость установки ограничителя на кранах мостового типа должна указываться при заказе крана. Некоторые находящиеся в эксплуатации стреловые самоходные краны не имеют ограничителя. В соответствии с разъяснением Госгортехнадзора СССР (письмо № 06—13—1/884 от 1 июля 1969 г. ) требования по оборудованию таких кранов ограничителем грузового момента типа ОГП-1 предъявляются только в тех случаях, когда для данного типа крана разработана привязка ограничителя.
Установка ограничителя ОГП на краны с неэлектрическим приводом может разрешаться без устройства исполнительного(отключающего двигателя) органа с воздействием на звуковой сигнал.

Для стреловых самоходных крапов ранних выпусков, подлежащих в ближайшие годы списанию, а также для кранов иностранных фирм требования по установке ограничителя грузового момента могут не предъявляться.

Заказы на ограничитель ОГП-1 оформляются через Союзглавприбор. ОГП-1 имеет 33 модификации и привязку более чем к 50 кранам различных типов. При заказе необходимо указывать тип крана и номер модификации, согласно табл. 6.1.

Таблица 6.1 Техническая характеристика ограничителей типа ОГП-1

техническая характеристика ограничителя

Испытание ограничителя грузоподъемности должно производиться в сроки, установленные инструкцией завода — изготовителя крана, с отметкой об этом в вахтенном журнале. В случае отсутствия указаний в инструкции завода-изготовителя по периодичности проверки ограничителя сроки проверки устанавливаются владельцем крана (ст. 340, п. «в» Правил по кранам). Испытание (проверка правильности срабатывания) ограничителя обычно производится контрольным грузом. Для башенных строительных кранов инвентарный контрольный груз в виде железобетонного блока должен находиться на месте установки крана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector