2.2. Краны мостового типа

Мостовой кран состоит из подвижного моста, установленного на ходовых колесах и перемещающегося вдоль цеха или специальной эстакады по надземным рельсовым путям, уложенным на подкрановых металлических или железобетонных балках; механизма передвижения моста; механизма подъема, установленного на тележке, перемещающейся по рельсам вдоль моста и механизма передвижения тележки.

По конструкции мостовые краны различают: однобалочные и двухбалочные с ручным и электрическим приводом, с кабиной управления и управляемые с пола (земли) или специального пульта.

В зависимости от типа грузозахватного органа мостовые краны подразделяются на крюковые (с одним, двумя или более крюками), магнитные, с подъемным электромагнитом и грейферные. Кроме того, имеются мостовые краны, снабженные специальными грузозахватными органами (клещами, лапами и т. п. ).

Однобалочные мостовые краны (кран-балки) состоят из двутавровой балки, прикрепляемой по концам к концевым (поперечным) балкам, снабженным ходовыми колесами. В качестве грузовой тележки используется ручная или электрическая таль, перемещающаяся по нижнему поясу балки. При больших пролетах главная балка усиливается фермами (вертикальными, горизонтальными).

Двухбалочные мостовые краны в простейшем случае состоят из двух параллельных прокатных балок, прикрепленных по концам к общим концевым (поперечным) балкам. Грузовая тележка у двухбалочных кранов перемещается по рельсам, уложенным по верхним поясам главных балок.

При больших пролетах и нагрузках мост крана выполняется из решетчатых ферм или коробчатых балок.

Мостовой кран первого типа состоит из двух главных ферм (вертикальных), непосредственно воспринимающих нагрузку, двух вспомогательных (вертикальных) и четырех горизонтальных ферм, из которых две расположены в плоскости верхних поясов главных ферм и две — в плоскости нижних поясов. Каждая половина моста, состоящая из четырех ферм, крепится к концевым двухстенчатым балкам.

Мостовой кран второго типа выполнен из двух пролетных балок коробчатого сечения, скрепленных концевыми балками также коробчатого сечения. Пролетные и концевые балки свариваются из листовой стали (ручной и автоматической сваркой). Внутри устанавливаются диафрагмы с целью придания им жесткости и устойчивости. Для удобства транспортировки и монтажа крана концевые балки имеют один или два стыка.

На верхних поясах пролетных балок устанавливаются рельсы для передвижения крановой тележки. На концевых балках монтируются ходовые колеса. Поперечный разрез такого крана приведен на рис. 2,1.

Мостовой кран с фермами коробчатого сечения

Рисунок 2.1. Мостовой кран с фермами коробчатого сечения (поперечный разрез:

1— главные балки; 2 —концевая балка; 3 — ограждение; 4 — кабина для обслуживания главных
троллеев

Мост крана, выполненный из решетчатых ферм или коробчатых балок, оборудуется двумя галереями (площадками). Одна из галерей предназначается для размещения и обслуживания механизма передвижения крана, вторая — для установки и обслуживания троллейных проводов, подающих питание на тележку. Обе галереи выполняются вдоль всего пути грузовой тележки: от одной концевой балки до другой. На кранах, у которых токоподвод к крановой тележке осуществляется гибким кабелем, вместо одной из галерей обычно устраиваются две площадки со входом на них с концевых балок. Для удобства обслуживания ходовых колес тележки длина каждой площадки должна быть более базы тележки.

На однобалочных кранах с ручным и электрическим приводом, а также двухбалочных подвесных кранах устройство таких галерей и площадок не обязательно).

Размеры галерей регламентированы Правилами по кранам.
Ширина свободного прохода по галерее должна быть: для кранов с трансмиссионным приводом — не менее 500 мм; для кранов с бестрансмиссионным или ручным приводом — не менее 400 мм.

У тех же кранов на галерее, предназначенной для троллейных проводов, ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.

Мост крана должен быть огражден с четырех наружных сторон (по периметру) перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения на высоту не менее 100 мм для предупреждения падения инструмента или деталей при осмотре и ремонте механизмов в электрооборудования крана.

Со стороны тележки на галереях моста и концевых балках перила обычно не устанавливаются.

Мостовые краны приводятся в движение от электродвигателей, установленных на одной из галерей моста крана.

Механизмы передвижения крана выполняются с центральным или раздельным приводами. Механизм передвижения с центральным приводом состоит из электродвигагеля и редуктора, соединенных между coбой промежуточным валом, компенсирующим некоторую несоотвенность электродвигателя, редуктора и тормоза, установленного на входном валу редуктора. Оба конца выходного вала редуктора соединяются с трансмиссионными валами, передающими движение ведущим ходовым колесам крана.

Трансмиссионные валы выполняются с промежуточными опорами и без них. Промежуточными опорами служат шарикоподшипники.

Механизм передвижения с раздельным приводом состоит из двух приводов, аналогичных центральному, установленных у ведущих ходовых колес; в этом случае отсутствуют трансмиссионные валы.

Механизм подъема крана состоит из электродвигателя, редуктора, соединенного с электродвигателем валом, тормоза, грузового барабана, соединенного с редуктором зубчатым соединением.

Механизм подъема груза и передвижения тележки устанавливается на раме тележки, представляющей собой сварную металлоконструкцию. У кранов с двумя крюками на тележке монтируются два механизма подъема: главный н вспомогательный.

У кранов с подъемным электромагнитом на грузовой тележке устанавливается барабан для наматывания кабеля, питающего электромагнит. Барабан имеет кольцевой токоприемник; для обеспечения равенства скоростей кабеля и крюка барабан кинематически связан с валом редуктора грузового барабана.

У грейферных кранов на тележке устанавливаются два одинаковых подъемных механизма, один из которых предназначен для подъема, а второй — для замыкания грейфера.

Тележка крана должна ограждаться с торцовых сторон перилами высотой 1 м со сплошной подшивкой по низу на высоту 100 мм. Перила с одной из продольных сторон тележки должны устанавливаться в случае, если отсутствует галерея вдоль моста крана, например при гибком токоподводе к тележке.

Для тележек и концевых балок разрешается уменьшить высоту перил, если габариты здания не позволяют установить перила высотой 1 м (ст. 235 Правил по кранам).

Металлургические краны.
К ним относятся краны: литейные (миксерные, заливочные, разливочные), служащие для заливки жидкого чугуна и разливки стали; стрипперные, используемые для освобождения слитков от изложниц; клещевые (колодцевые), предназначенные для обслуживания нагревательных колодцев (посадки и выдачи слитков) и подачи нагретых слитков от колодцев на слитковоз; мульдозавалочные, используемые для загрузки мартеновских печей шихтой; краны с подхватами (ирацен-краны), применяемые в прокатных цехах для обслуживания складов заготовок и готовой продукции.

Литейный кран (рис. 2. 2) состоит из моста 8, главной 4 и вспомогательной 5 тележек. Металлическая конструкция моста выполняется из четырех сварных продольных балок коробчатого сечения, связанных одна с другой двумя концевыми балками также коробчатого сечения.

Литейный кран

Рисунок 2.2. Литейный кран.
1-кабина, 2-редуктор, 3-электродвигатель механизма передвижения, 4-главная тележка, 5-вспомогательная тележка, 6-концевая балка, 7-механизм передвижения крана, 8-мост крана.

По двум главным балкам, расположенным снаружи, перемещается главная тележка, по двум внутренним балкам, расположенным ниже главных, вспомогательная тележка, которая может проходить под главной тележкой.

Литейный кран

Рисунок 2.3. Схема механизма подъема литейного крана:

1-барабан, 2-зубчатый венец.

На главной тележке смонтированы механизм передвижения и механизм подъема; последний включает два барабана 1 (рис. 2.3. снабженные самостоятельными приводами Для обеспечения одинаковой скорости вращения барабанов и синхронности подъема траверсы зубчатые венцы 2 находятся в зацеплении между собой. Каждый из приводов механизма подъема оборудован двумя тормозами и имеет встроенное в редуктор храповое устройство, предохраняющее механизм от поломки в случае выхода из строя одного из электродвигателей или несовпадения числа оборотов. При этом, второй исправный, двигатель осуществляет подъем обоих барабанов.

К барабанам главной тележки на канатах подвешена траверса с расположенными на ней блоками и двумя однорогими пластинчатыми крюками, с помощью которых захватывается ковш с расплавленным металлом.

Для предохранения металлоконструкций траверсы от действия высоких температур жидкого металла, находящегося в ковше, к ней снизу прикрепляется отражательный лист. Вспомогательная тележка оборудуется одним или двумя подъемами. При наличии двух подъемов один из них служит для кантовки разливочного ковша и транспортировки шлаковых чаш, а второй для выполнения вспомогательных работ. Эти механизмы оборудуются коваными однорогими крюками.

Литейные краны выпускаются грузоподъемностью от 75 до 385 тс; кабина управления краном выполняется теплоизолированной, в ней также оборудуется установка для кондиционирования воздуха. По ГОСТ 6509—61 литейные краны могут выпускаться грузоподъемностью до 560 тс.

Стрипперные краны служат для освобождения слитков от изложниц. Различают одно-, двух- и трехоперационные краны, последние выполняют следующие три опе­рации; 1) освобождают слитки, отлитые с уширением книзу; 2) то же, с уширением к верху; 3) отрывают слитки, приварившиеся к поддонам.

Основными рабочими органами стрипперного крана являются большие и малые клещи и механизм выталкивания, выполняющие все операции, связанные с освобождением (раздеванием) слитков от изложниц при помощи штемпеля с наконечником и малых клещей.

Кран для раздевания слитков грузоподъемностью 75/20 тс с силой выталкивания 400 тс

Рис. 2. 4 Кран для раздевания слитков грузоподъемностью 75/20 тс с силой выталкивания 400 тс:
1— тележка; 2 —троллеи; 3— механизм передвижения крана: 4 — мост крана; 5 — снятие тепловых надставок; 6 — отрывание слитка от поддона

Кран (рис. 2. 4) состоит из следующих основных узлов: металлоконструкции моста 4, механизма передвижения крана 3 и тележки 1. На раме тележки смонтированы механизм главного подъема, механизм управления клещами и привод механизма выталкивания. Снизу рамы тележки прикреплена с помощью заклепок цилиндрическая шахта, внутри которой перемещается механизм выталкивания с клещами.

Основные параметры мостовых кранов для раздевания слитков принимаются по ГОСТ 12613—37.

Краны, выпускаемые заводом «Сибтажмаш», оборудуются герметически закрытой и теплоизолированной кабиной, снабженной установкой для кондиционирования воздуха, а также люлькой для обслуживания главных троллейных проводов и их токоприемников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector