2.4 Стреловые краны

В соответствии с Правилами по кранам к категории стреловых кранов относятся автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, тракторные, прицепные краны, краны, а также краны-экскаваторы. Тракторные и прицепные краны не имеют механизма передвижения и перемещаются с помощью трактора.

В соответствии с ГОСТ 15135—69 автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны в научно-технической и справочной литературе должны именоваться стреловыми самоходными кранами.

Указанные краны состоят из следующих основных частей: ходового устройства, неповоротной рамы, опирающейся на ходовое устройство, опорно-поворотного устройства и поворотной платформы, на которой крепится стрела и устанавливаются механизмы и кабина крана.

Автомобильные краны устанавливаются па стандартных или усиленных шасси автомобиля или специальном шасси. Если стреловой самоходный кран па колесном ходовом устройстве управляется только с поворотной части, он именуется пневмоколесным.

Тележки гусеничных кранов выполняются так же, как тележки экскаваторов.

Одноковшевые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием (специальной стрелой с крюком или грейфером), именуются кранами-экскаваторами. Кран-экскаватор или экскаватор-кран является единой машиной, которая может использоваться и как экскаватор, и как кран.

В качестве ходовых тележек железнодорожных кранов применяются двух-, четырехосные и специальные шестиосные платормы.

В соответствии с ГОСТ 877—52 железнодорожные краны должны изготовляться шести типов грузоподъемностью 10, 15, 25, 50, 100 и 150 тс.

На поворотной платформе стреловых самоходных кранов устанавливаются механизмы подъема груза и стрелы, кабина управления и портал — П-образная стойка, предназначенная для крепления стрелового полиспаста. Поворотная платформа в своей передней части имеет две проушины или стойки для крепления основания стрелы.

Опорноповоротное устройство устанавливается на раме крана. Поворотная платформа опирается на это устройство, которое центрирует ее при вращении и предохраняет от опрокидывания. Опорноповоротное устройство состоит из центральной колонны, зубчатого (цевочного) венца, опорного круга, удерживающих и опорных катков и предназначается для передачи давления от поворотной платформы па раму ходовой части.

Автомобильные, пневмоколесные и железнодорожные краны снабжаются выносными (дополнительными) опорами, при установке на которые в результате увеличения опорного контура повышается устойчивость крапа и становится возможным поднять более тяжелые грузы. Установленный па выносные опоры кран работает без продольного перемещения.

Выносные опоры автомобильных и цневмоколесных кранов представляют собой балки коробчатого сечения, имеющие на концах гайки с винтами. Винты внизу заканчиваются шаровыми головками, на которых крепятся самоустапавливающие опорные башмаки. Выносные опоры стреловых самоходных кранов могут быть откидными, выдвижными и поворотными. Выносные опоры в рабочем и нерабочем положениях стопориться при помощи специальных штырей. В кранах небольшой грузоподъемности, преимущественно автомобильных, обычно используются откидные опоры.

вновь проектируемых стреловых самоходных кранов усилие поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей не должно превышать 20 кгс. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

Для мощных кранов обычно используются выносные опоры, управляемые гидротолкателями.

Увеличение опорного контура гусеничных кранов может быть осуществлено путем раздвижения специальным механизмом гусеничных тележек симметрично по обе стороны от продольной оси ходовой части крана. С раздвижным гусеничным ходом выполнен, например, монтажный полноповоротный кран МКГ-25Р. Раздвижение гусеничного хода от колеи размером 2500 мм до колеи размером 3600 мм у этого крана производится собственным приводом каждой гусеничной тележки.

Автомобильные, железнодорожные и некоторые пневмоколесные краны имеют подрессоренную ходовую часть. Наличие рессор создает условия для крепа крана при подъеме груза и при вращении поворотной части его. В соответствии с Правилами по кранам (ст. 155) такие краны должны быть снабжены устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющих равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устраиваться.

При оборудовании крана выключателем упругих подвесок задних колес установка стабилизатора не обязательна (информационно-директивное письмо Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 г.).

Стабилизатор автомобильного крана

Рисунок 2.12 Стабилизатор автомобильного крана:
а. — винт, фиксирующий стабилизатор

Стабилизатор автомобильного крана (рис. 2. 12) состоит из оси, вращающейся в подшипниках на раме крана, и насаженных на ее концах на шпонках двух кривошипов, соединенных тягами с хомутами рессор. При помощи этого устройства просадка одной из рессор заставляет на такую же величину деформироваться и вторую рессору. Вследствие этого при подъеме груза без дополнительных опор с перпендикулярным к продольной оси крана положением стрелы кран не будет давать наклона. При работе крана на дополнительных опорах стабилизатор фиксируется особым винтом, расположенным на раме крана, вследствие чего рессоры теряют возможность деформироваться, задний мост оказывается жестко связанным с рамой автомобиля. Благодаря этому масса заднего моста действует совместно с остальными частями автомобиля в создании необходимого для устойчивости крана момента.

Выключатель

Рисунок 2.13. Выключатель рессор ходовых тележек железнодорожного крана

Выключатель рессор ходовых тележек железнодорожного крана состоит (рис. 2. 13) из винта 1 и контргайки 2. Винт движется в специальной гайке 3, вваренной в ходовую платформу крана. Таких устройств на кране четыре. В транспортном положении крана между головкой винта и опорной плитой 4, приваренной к раме ходовой тележки 5, зазор должен быть 45 мм В рабочем положении винт завертывают настолько, чтобы зазор между головкой и плитой составлял 3—5 мм, и затем закрепляют контргайкой. Опорная площадка и головка винта смазываются густой смазкой. Давление крана с поднятым грузом передается на скат, минуя рессоры, через винт 1 и рамы ходовых тележек, вследствие чего раскачка крана, неизбежная при работе крана на рессорах, исключается. В зазор между рамой тележки 5 и ее подрессоренным брусом 6 устанавливается вкладыш 7, закрепляемый шпилькой и гайкой. При подъеме груза, максимального для данного вылета стрелы, нагрузка на пятники тележек значительно снижается и рессоры тележек стремятся выправиться, в связи с чем надрессорный брус как бы подталкивает хвостовую часть крана. Вкладыш 7 не дает рессорам возможности выправиться и подняться надрессорному брусу тележки.

При транспортировке крана вкладыш находится в машинном отделении.

Стрелы кранов свариваются из угловой стали и имеют прямолинейное или ломаное очертание. Стрелами ломаного очертания оборудованы преимущественно автокраны, что обеспечивает удобство работы с громоздкими грузами при коротких стрелах.

Большинство выпускаемых заводами стреловых самоходных кранов снабжено одной или двумя вставками для стрел, благодаря которым установленную на кране стрелу можно удлинять.

При удлиненной стреле груз можно поднять выше, но при этом уменьшается грузоподъемность крана.

Для обеспечения удобного передвижения кранов с длинными стрелами последние в ряде конструкций кранов выполняются из двух телескопических раздвижных частей (секций), что обеспечивает сокращение общей длины примерно на 40%. Выдвижение секций осуществляется в положении, когда стрела лежит на транспортной стойке. Секция выдвигается либо вручную (краны К-1014, К-1015), либо с помощью отдельной лебедки (краны К-51 со стрелами СКВ Мосстроя) либо стреловой лебедкой (краны МКА-10М).

Номинальная грузоподъемность стреловых кранов зависит также от установленного при работе вылета. Вылетом крюка называется измеренное по горизонтали расстояние от оси вращения крана до центра зева крюка. Меньшему вылету соответствует большая грузоподъемность, при увеличении вылета грузоподъемность уменьшается.

На все стреловые краны, грузоподъемность которых изменяется в зависимости от установленного при работе вылета, в их паспорте должна быть приведена грузовая характеристика (характеристики).

Грузовая характеристика дается в виде таблицы или графика.
Кран может иметь одну, две и более грузовых характеристик в зависимости от наличия выносных опор, вставок для стрел, гуськов и т. п.

По роду привода механизмов автомобильные краны различают с механическим приводом, с индивидуальным электрическим приводом и с гидравлическим приводом. Грузоподъемность выполненных моделей автомобильных кранов составляет от 2, 5 до 16 тс.

В кранах с механическим приводом крановые механизмы приводятся в действие от двигателя автомобиля через механическую трансмиссию, включаемую в трансмиссию автомобиля через специальную раздаточную коробку или коробку отъема мощности. Механическим приводом механизмов оборудованы автомобильные краны моделей К-46, К-31, АК-5, АК-75, К-51, К-61А К-64, К-69 и др.

В автомобильных кранах с индивидуальным электроприводом механизмов электродвигатели питаются энергией от генератора, приводимого в действие от трансмиссии автомобиля. Таким приводом оборудованы автокраны моделей К-52, К-67. К-104, К-162, К-2. 5-1Э. Автомобильный кран модели МКА-10Г снабжен гидравлическим приводом механизмов.
Пневмоколесные краны снабжаются групповым приводом или индивидуальным электроприводом, или гидроприводом крановых механизмов.

Пневмоколесные краны средней и большой грузоподъемности снабжаются, как правило, индивидуальным электрическим приводом каждого механизма с питанием электродвигателей от дизель-генераторной установки переменного или постоянного тока. Предусматривается также возможность питания электродвигателей от внешней сети. Краны малой грузоподъемности изготовляются либо с индивидуальным электроприводом механизмов, либо с групповым приводом непосредственно от дизеля.

Индивидуальный привод механизмов имеют пневмоколесные краны моделей К-255, К-401, К-631, К-1001, МКП-25, МКП-40-5, МКП-50-6 и др., групповой привод—кран модели К-161. В кинематическую цепь механизмов пневмоколесного крана включен гидравлический турботрансформатор, размещенный непосредственно за двигателем.

Гусеничные краны выпускаются или как краны-экскаваторы, т. е. одноковшовые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием (крановой стрелой с канатом, крюком, грейфером), или как специальные монтажные краны. Массовые модели крана-экскаватора небольшой грузоподъемности — Э-651 и Э-652.

В экскаваторе-кране модели Э-651 опускание стрелы осуществляется под действием ее веса, скорость опускания регулируется тормозом. Механизм подъема оборудован роликовой обгонной муфтой, которая не дает возможности стреле опускаться со скоростью, более допустимой.

Экскаваторостроительными заводами также были выпущены экскаваторы-краны моделей Э-10011 с турботрансформаторсм грузоподъемностью 15 тс, Э-1003 и Э-1004 грузоподъемностью 15 тс, Э-1252 грузоподъемностью 20 тс, Э-1254 с башенно-стреловым оборудованием, Э-2001 и Э-2006 грузоподъемностью 50 тс, Э-2508 грузоподъемностью 60 тс.

Основными машинами, применяемыми для выполнения монтажных работ, являются гусеничные монтажные краны серии СКГ (СКГ-40, СКГ-63, СКГ-100, СКГ-160, СКГ-160 с башенно-стреловым оборудованием), МКГ (МКГ-6, 3, МКГ-16 и МКГ-25) и ДЭК (ДЭК-50 и ДЭК-161).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
septilos.ru
Adblock
detector