Городские ансамбли часть 9

Нагорная часть Киева — район Десятинной церкви, Михайловского (Златоверхого) и Софийского монастырей — в древности тоже была заселена ремесленниками, но постепенно превратилась в район более имущественных слоев и высшего духовенства. Здесь находились заново отстроенные в XVII в. древние величественные архитектурные ансамбли, что значительно отличало эту часть Киева от ремесленного Подола.

Печерск был ярковыраженным культово-оборонным районом, здесь находился огромный ансамбль Киево-Печерской лавры, которая являлась также мощной военной крепостью.

1 Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, отдел рукописей, шифр 14/118.
2 Путешествие в Святую землю священника Иоанна Лукьянова в начале XVIII в. «Русский архив», кн. 1, 1863, стр. 40.

Кроме обычного оборонного, а также хозяйственно-межевого значения стен, окружавших городские ансамбли, надо отметить их значение в борьбе с двумя грозными стихийными бедствиями того времени — пожарами и эпидемиями. Так, например, во время страшной чумы в 1770—1771 гг.
киевские монахи, запершись за стенами своих монастырей, прекратили всякую связь с городом.

Наиболее плотно застроенный ремесленно-торговый Подол был окружен крепостной деревянной стеной с боевыми башнями. Высокая стена из горизонтально уложенных бревен, четыре башни и четверо дополнительных ворот были обращены в сторону реки и открытого рельефа. В свободной планировке уличной сети Подола можно различить две главные магистрали, ведущие от днепровских обрывов к берегу реки, и две магистрали — параллельно реке. Каждый квартал был огорожен забором и представлял собой, по-видимому, отдельное владение. Дома располагались в большинстве случаев в глубине таких кварталов под разными углами по отношению к улицам, что мы уже видели и в других городах. Никаких причальных устройств на берегу Днепра не было, но существовали четыре «живых», т. е. наплавных, моста через Днепр.

Для целей обороны верхнего города использовалась буквально каждая складка местности, каждый обрыв. На плане нарисовано множество пушек, стоящих поверху стен и на возвышенностях. Здесь также главные улицы представляют собой дороги, идущие от одних городских ворот к другим.

Как бы ни были важны сугубо практические требования, определявшие застройку и общий колорит города, но было еще одно условие. Это — красота природы избираемого для поселения места.

В нравственно-эстетическом мире человека того времени природа, ее восприятие и ее воздействие играли огромную, неизмеримо большую роль, чем в наше время. Достаточно вспомнить характер народных украинских песен, дум, пословиц, стиль народного искусства в целом — вышивок, резьбы, керамики и т. д. Народ не мог отказаться от своего поэтического душевного мира также и в условиях городской жизни; природное окружение, «тихие воды и ясные зори», которые он поэтизировал и воспевал, олицетворяли для него родину. Народ всегда стремился к этим образам — в селе и в городе. Живописный характер украинских населенных мест — яркое тому доказательство.

далее

septilos.ru