Городские ансамбли часть 10

На бесчисленных изображениях Киева он всегда представлен утопающим в зелени садов, тополей и виноградников. Нарядные фронтоны киевских зданий, крутые кровли с заломами и стройные «бани» церквей и колоколен трудно себе представить без пышного зеленого окружения.

Монументальные ансамбли Киева можно разделить на две группы: древние комплексы, главными сооружениями которых являлись здания великокняжеского периода — Киево-Печерская лавра, Софийский, Михайловский, Кирилловский, Выдубецкий ансамбли, и более новые комплексы, каменные здания которых возведены в XVII—XVIII вв., — Братский, Никольский, Межигорский, Фроловский и другие монастыри.

Глуховско-Петропавловский монастырь (XVII—XVIII вв.).
Глуховско-Петропавловский монастырь (XVII—XVIII вв.). Рисунок — реконструкция К. Лопяло

Еслип позволяли рельеф и общая планировочная ситуация, главный вход в монастырь устраивался с западной стороны, что соответствовало расположению главного входа в собор (Киево-Печерская лавра, Выдубецкий монастырь и др.).

Крупицко-Батуринский монастырь (XVII—XVIII вв.)

Крупицко-Батуринский монастырь (XVII—XVIII вв.). План

В этом случае корпуса келий и других зданий организуют движение от входа к главному собору. Наиболее типичным примером такого рода является планировка Киево-Печерской лавры, а также расположенного рядом ныне не существующего Никольского монастыря. Но такую логическую планировку эти ансамбли получили при их расширении и реконструкции только в начале XVIII в.

Местоположение колоколен в киевских ансамблях не было каноническим. Если представлялась возможность, то главная колокольня одновременно была и главным въездом — Никольский 1, Выдубецкий2 и Михайловский монастыри. Если же такой возможности не было, то колокольня ставилась в любом другом месте по соображениям композиционного характера.

В этом смысле интересно расположение колоколен Софийского комплекса и Киево-Печерской лавры.

1 ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. 2, д. 143. План Никольского монастыря, 1819 г.
2 ЦГВИА, ф. 3. оп. 18, д. 2529. План Выдубецкого монастыря, XVIII в.

До возведения Г. Шеделем в 30-х годах XVIII в. огромной стометровой колокольни в Лавре было два здания, фиксирующих выезды. С запада — древняя Троицкая надвратная церковь и с севера — церковь на Экономических воротах. Поэтому новая колокольня не имела значения как колокольня над въездом. Ее расположение тонко продумано, она стоит примерно посередине между разрушенным во время войны собором и Троицкой надвратной церковью и не подавляет своей высотой здание собора. Также удачно поставлена колокольня по отношению к рельефу. Расположение такого огромного столпа на самом гребне днепровских склонов было бы нецелесообразным. Для композиционной устойчивости стометровой вертикали необходима довольно значительная ровная площадка, что в данном случае и соблюдено. С точки зрения композиции всего сложного комплекса лавры расположение лаврской колокольни следует признать безупречным.
Колокольня Софийского комплекса расположена над главным входом не с западной, а с восточной стороны. Причину этого легко понять, если окинуть взором прилегающий район. Юго-восточнее Софийского ансамбля на днепровских склонах был расположен другой древний ансамбль — Михайловский Златоверхий монастырь, разобранный в предвоенные годы. Его колокольня, также с проездом, находилась на западной стороне. Если бы Софийская колокольня была выстроена также с западной стороны, то была бы утеряна редкая возможность исключительно эффективного расположения колоколен этих двух ансамблей друг против друга. Именно с помощью такого приема удалось прекрасно связать два ансамбля в один комплекс. Мы не знаем на Украине другого подобного случая.

При всем этом на территории Софийского комплекса вход с западной стороны все же был устроен и очень оригинально. Во всех случаях главный вход отмечается вертикалью колокольни или надвратной башни. В данном случае решался вопрос о второстепенном входе и над ним не было необходимости ставить вторую колокольню. Этот вход был композиционно отмечен небольшой аркой с исключительно богатым декором — так называемой брамой Заборовского.

septilos.ru