Наиболее интересными и живописными ансамблями в украинских городах рассматриваемого периода были монастырские комплексы, в которых кроме культовых было также много различных гражданских сооружений. Монастырские здания строились в разное время на протяжении многих десятилетий и даже столетий, не раз горели и перестраивались. Практическая целесообразность, традиции, природное чувство порядка и» соподчиыенности объектов строительства, а также учет природных данных — все это приводило к созданию высокохудожественных архитектурных ансамблей. Художественный облик этих комплексов дополнялся сооружениями военнооборонптелыюго характера.
Архитектурные ансамбли Чернигова и в настоящее время производят величественное впечатление. Со стороны реки прекрасно видна панорама города и локальная группировка его основных комплексов — кремля, Елецкого и Троицкого монастырей.
По древнерусской, ставшей также и украинской, традиции, Чернигов расположен на большой водной магистрали. Его древний детинец в виде неправильного треугольника расположен на мысу такого же очертания у впадения в Десну реки Стрижень. Когда город начал разрастаться, вне стен образовался так называемый окольный град, а за ним — предгорье. Слегка выраженный радиально-кольцевой характер окольного града можно видеть на плане 1797 г.
На запад от кремля, на довольно высоком склоне, расположен Елецкий монастырь. В древности здесь была крепость, что подтверждается, в частности, местоположением ансамбля на мысу, образованном с одной стороны склонами поймы Десны, а с другой — крутым оврагом. В настоящее время ансамбль окружен каменной стеной XVIII в., которая неоднократно возобновлялась ввиду оползней горы.
Троицкий монастырь в Чернигове. План
Принцип построения Елецкого ансамбля заключается в следующем: центром композиции является древний Успенский собор XII в. С четырех сторон его окружают очень низкие вытянутые корпуса келий и трапезной, с которыми великолепно контрастирует громада собора. В XVII в. собор был увенчан высокими барабанами и главками затейливых очертаний. Вертикальный акцент композиции монастыря подчеркнут сооруженной в начале XVIII в. колокольней, в которой устроен главный въезд. Расположение колокольни не на западной стороне, как обычно, а на северной диктовалось практическими соображениями удобного подъезда к монастырю на местности, пересеченной оврагами. Художественное воздействие ансамбля монастыря усиливается тем, что, находясь на высоком холме, он оказался как бы поднятым на пьедестал.
Еще дальше в западном направлении на склоне Болдиных гор находится третий черниговский ансамбль XVII в. — Тюоинкий монастырь. Его расположение и принцип размещения зданий аналогичны Елецкому монастырю.
Гамалеевский монастырь. План 1795 г