Единственным хорошо сохранившимся памятником жилой архитектуры конца XVII в. с исключительно богатым декоративным убранством фасадов является известный дом Лизогуба в Чернигове. Здание уникально во всех отношениях и о нем написано изрядное количество работ. Изучение этого памятника осложнялось тем, что здание горело в 1718 г. и впоследствии неоднократно переделывалось. Здание перекрыто двускатной кровлей, высота которой по центру равна высоте первого этажа (от карниза до уровня земли). В высоких фронтонах на торцах устроена по три окна такого же размера, как и в первом этаже.
Под всем зданием расположен сводчатый подвал, высота которого равна высоте помещений основного этажа. Планировочная структура дома выявлена на фасадах с помощью широких пилястр. Но соответствие нарушено произвольной разбивкой оконных проемов, что является результатом переделок. Пропорциональный анализ плана говорит о том, что он построен на соотношении стороны квадрата и его диагонали.
Появление здания светского назначения со столь развитой пластической обработкой свидетельствует, что в украинской архитектуре в конце XVII—начале XVIII в. происходят процессы, аналогичные тем, которые несколько ранее зародились в зодчестве Московского государства, а именно так называемое обмирщение архитектуры.
Дом Лизогуба в Чернигове (XVII в.). Восточный фасад
В разное время были высказаны различные точки зрения о назначении этого здания. О нем писали такие известные исследователи, как ф. Горностаев, Н. Султанов, Г. Лукомский, В. Модзалевский и др. В специальной статье Ф. Эрнст еще в середине 20-х годов подвел итог исследованиям и изложил свою точку зрения, которая сводилась к тому, что здание не предназначалось для жилья, а вероятнее всего было военным арсеналом
В 1930 г. в статье П. Федоренко были опубликованы ранее неизвестные графические материалы по памятнику. План этого здания с надписью «Фасад полковой черниговской канцелярии и суда городского» (показан именно план, а не фасад) примечателен, в частности, тем, что на чертеже совмещено изображение первого и подвального этажей. Оба этажа были одинаково разделены на шесть камер; то, что первый этаж сейчас ияти-камериый, является следствием позднейшей переделки. На чертеже показаны печи, и поэтому предположения, что здание было неотапливаемым и, следовательно, нежилым, оказались несостоятельными. В работе Шафонского (написанной в годы составления упомянутого чертежа, т. е. в 1780 г.) есть прямые указания, что здание принадлежало Лизогубу было его жилым домом 2.
На чертеже показаны во внутренней стене две встроенные лестницы. Одна из них ведет на чердак, а другая — в подвал. Из этого можно заключить, что не только подвал, но и чердак использовались для каких-то практических целей, чем и объясняется устройство окон в последнем.