Жилые здания часть 7

1 Черниговский областной архив, ф. 674, он. 2, ед. хр. 4. л. 513—514. Сведения предоставлены автору П. Н. Мусиенко.

Кельи Благовещенского монастыря в Нежине (XVIII в.). План и разрез

Кельи Благовещенского монастыря в Нежине (XVIII в.). План и разрез

Иногда такие сени-коридор устраивались двойными. Наконец, выходы из этого коридора располагались иногда с двух противоположных сторон: один — в сторону главного фасада, другой — в противоположную сторону, обычно в сад.

Трапезная и кельи  Спасского   Новгород-Северского монастыря (XVII в.).

Трапезная и кельи Спасского Новгород-Северского монастыря (XVII в.). План

В большинстве случаев архитектура монастырских корпусов очень проста. Стены либо совсем гладкие, либо расчленены редко расставленными пилястрами. Лишь фронтоны
на торцах и крыша с заломом обогащают силуэт зданий. В этом отношении исключением являются кельи Елецкого монастыря в Чернигове, где на северном корпусе устроен довольно сложный карниз, а в восточном — своеобразные наличники, объединяющие сразу три окна. Этот прием образует четкий ритм главного фасада.

Если восточный корпус Елецкого монастыря как обычно вытянут в одну линию, то строители северного корпуса разделили здание на три части, одна из которых образует центральную часть, а две другие раcположены перпендикулярно ей. Это единственный пример такой компактной композиции. Иногда жилые монастырские корпуса располагались «глаголем», как, например, в Гамалеевском монастыре, Кирилловском монастыре в Киеве и Троицком в Чернигове.

жилой дом

Жилой дом в Глухове (XVIII в.). План первого этажа

Следует отметить одну конструктивную особенность корпусов монастырских келий. Почти всегда внутренние перегородки в них были капитальными и каждая ячейка перекрывалась отдельным сводом.

Простейший линейно-камерный тип жилого здания со временем уступает место более развитым схемам. Длина жилого корпуса сокращается за счет сдвоенного ряда камер (дом Лизогуба в Чернигове), а также благодаря новой планировке жилого корпуса, с сильными выступами ризалитов.

Типы оконных наличников гражданских и культовых зданий

Типы оконных наличников гражданских и культовых зданий верхний ряд — Софийский собор в Киеве (пристройка XVII в.); церковь в с. Полонки, Черниговской обл. (XVIII в.), Черниговский коллегиум (XVII в.), Мгарский собор (XVII в.), собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (XVIII в.), коллегиум в Чернигове (XVII в.), Мгарский собор-(XVII в.): средний ряд —собор в Изюме (XVII в.), церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (XVII в.), Троицкий собор Густынского монастыря (XVII в.), Собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (XVIII в.), трапезная Никольского монастыря в Киеве (XVII в.). трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.), церковь Предтечи в Стародубе (XVIII в. ), Екатерининская церковь в Чернигове (XVIII в.): нижний ряд: Покровская церковь на Подоле в Киеве (XVIII в.), церковь Николая в Путивле (XVIII в.), Полковая канцелярия в Козельце (арх. А. Квасов, XVIII в.), церковь в Лютеньках Полтавской обл. (XVII в.), дом Лизогуба в Чернигове (XVII в.), трапезная Никольского собора в Киеве (XVII в.), трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.)

Такова планировка митрополичьего дома Софийского заповедника в Киеве, так называемого дома Заборовского. Если в черниговских кельях мы видим только более компактное решение плана, при сохранении весьма простых наружных объемов, то в данном случае граненые ризалиты и более усложненная внутренняя планировка создают несравненно более развитую композицию как в функциональном, так и в художественном отношении. Кроме жилых помещений в здании была также домовая келейная церковь. Новые качества выступают особенно наглядно после перестройки здания в середина XVIII в. С двух сторон продольного корпуса появляются высокие фроптоны, которые становятся весьма излюбленными элементами в зданиях самого различного назначения.

Дом Заборовского издавна вызывал особый интерес у исследователей. Высказывались предположения, что здание было построено или впоследствии перестроено по проекту самого митрополита Заборовского. Недавно найденный архивный документ вносит некоторую ясность в этот вопрос, так как в документе назван архитектор Семен Антонов: «…новостроящейся его преосвященства келейной церкви архитектору Семену Антонову выдано уже по контракту 400 рублев, а доводится еще ему же доплату 280» 1.

далее

septilos.ru