К концу XVIII в. монастырь представлял собой большой и сложный ансамбль. Он несколько раз горел.
Надвратная колокольня Новгород-СVверского Спасского монастыря
XVII в.
В 1795 г. пожар был настолько опустошительным, что сгорели не только деревянные здания, но обгорели и оказались сильно поврежденными все каменные строения, в том числе и крепостные башни. Сохранился чертеж, на котором изображены план ансамбля и фасады его главных зданий в таком виде, как это было сразу после пожара 1.
Из чертежа видно, что кроме двух въездных башен были четыре угловых, а на южной стене еще одна промежуточная. Все башни были восьмиугольными, как в Киево-Печерской лавре. Возможно, что тут проявилась некоторая преемственность, так как стены Гамалеевского монастыря строились вскоре после лаврских.
Надвратная башня Гамалеевского монастыря (XVIII в.). Фрагмент чертежа 1795 г.
Чертеж интересен еще как подтверждение того, что существующая надвратная башня была построена значительно позже (монастырь был отстроен и возобновлен только в 1827 г.). На чертеже на ее месте показана гораздо более интересная по архитектуре трехъярусная каменная колокольня с тремя арками в первом этаже. Видимо, эта колокольня была
разобрана после пожара, ибо известно, что она очень сильно обгорела.
Угловая башня Троицкого монастыря в Чернигове (XVIII в.)
Надвратная башня Гамалеевского монастыря (XVIII в.). Фрагмент чертежа 1795 г.
1 ЦГИАЛ, ф. 1399, on. 1, д. 843. План и фасад Гамалеевского монастыря. Чертеж 1795 г. Имеется также план монастыря начала XIX в. ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. 4, д. 950.
2 Ефимов А. Черниговский Свято-Троицкий мужской монастырь. Чернигов.
Сохранилась каменная ограда с башнями в Черниговском Троицком монастыре. Известна опись этих сооружений от 1765 г. 2 Они были построены в первой половине XVIII в. и поэтому не имеют уже тех ярковыраженных оборонных черт, которые характерны для более ранних сооружений. Крепостная стена скорее похожа на обычную ограду, чем на укрепление. Две небольшие круглые башни на углах западной стены отличаются изяществом и изысканностью форм.
Одним из наиболее выдающихся архитектурных комплексов XVII в. является Густынскпй монастырь. До сих пор видны следы рва, опоясывающего стены крепости. Крепостное назначение монастыря усиливалось тем, что прежде он располагался на острове; лишь впоследствии воды реки Удая отодвинулись и он оказался на берегу. В известной летописи Густынского монастыря (XVII в.) говорится: «Обходшаху им тогда многия пустыни верху Удоя реки до устья его, возвращалися вспять и обретоша сей остров нарицаемын Густыня под градом Прилукою… Место красно, богоугодно и зело прилично на иноческое житие… Начаша основание стен».
К сожалению, собственно крепостные башни, кроме Николаевской и Петропавловской надвратных церквей, в этом ансамбле не сохранились. Видимо наиболее интересной оборонной постройкой в этом ансамбле была Варваринская надвратная церковь-башня, расположенная на северной стене, но она переделана до неузнаваемости. Это объясняется, очевидно, тем, что в конце XVIII в. монастырь был упразднен, долго пребывал в полуразрушенном состоянии и лишь в 30—40-х годах XIX в. был восстановлен. В полуразрушенном состоянии видел этот ансамбль Т. Г. Шевченко. Его повесть «Музыкант» начинается проникновенными строками об этом замечательном памятнике: