Новгород-Северская надвратная башня расположена на западной стороне монастыря с отступом вглубь таким образом, что перед ней образуется площадка с круглыми башнями по бокам. Такой прием, как уже говорилось, применен прежде всего в силу оборонных требований.
1 Тобольским митрополитом в первой трети XVIII в. был украинец, воспитанник Киевской академии Филофей Лещинский. Построенные в этот период культовые комплексы в Тобольске (Софнпско-Успенский и Петропавловский соборы, а также другие здания Тобольского кремля) и Тюмени (Троицкий монастырь, церковь Петра и Павла) наделены чертами украинской архитектуры. (Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, т. 1, Казань, 1911, стр. 545).
Башни и колокольни. Планы и фасады
верхний ряд — угловая башня Новгород-Северского Спасского монастыря (XVIII в.), надвратная башня Молчинского монастыря в Путивле (XVII—XVIII вв.), надвратная башня Новгород-Северского Спасского монастыря (XVII в.), надвратная церковь Софрониевского монастыря (XVIII в.), колокольня Выдубецкого монастыря в Киеве (до надстройки) (XVII в.), колокольни Кирилловского монастыря в Киеве, арх. Григорович-Барский (XVIII в.); нижний ряд — колокольня Елецкого монастыря в Чернигове (XVII в.), колокольня Софийского собора в Киеве (до надстрой¬ки, конец XVII—XVIII вв.), колокольня Вознесенского монастыря в Переяславе (XVIII в.), колокольня собора в Козельце (XVIII в.), колокольня Троицкого монастыря з Чернигове (XVIII в.), справа — колокольня Киево-Печерской лавры XVIII в. (архитекторы Шедель и Васильев)
Аналогичное решение можно видеть в организации входа в Киево-Печерскую лавру через Троицкие ворота, но там в начале XVIII в. ограда пристраивалась к древнему зданию Троицкой церкви. Здесь же этот прием был заранее задуман и великолепно разрешен с точки зрения оборонной, функциональной и композиционной.
Большой интерес представляет объёмно-пространственное решение этого здания. Высокая восьмиугольная башенная часть со стороны двора обстроена двухъярусной открытой галереей: внизу — крупных членений, верху — мелких. Открытые галереи — прием, характерный для украинского деревянного зодчества. Это — так называемые опасания.
Оригинальный декор колокольни исполнен в русско-украинском духе: карнизы восьмерика наделены, как уже было сказано, чертами псковской архитектуры, а декоративные украшения в виде своеобразных звезд явно-заимствованы из приемов народного украинского декоративного искусства (нашедших широкое применение и в более позднем памятнике в Сорочинцах). Таким образом, архитектура этого интересного здания представляет оригинальный сплав русских и украинских строительных приемов.
В XVIII в. оборонная роль монастырей на Украине постепенно падает, башни и стены, в том числе и надвратные башни, утрачивают свое первоначальное значение. Развивается тип колоколен как декоративных сооружений, по существу лишенных культового назначения (для помещения колоколов практически не требовалось отдельного здания).
Обычно колокольни в украинских культовых комплексах возводились отдельно. Они никогда не устраивались в виде возвышающейся пристройки к главному зданию храма. Все пристройки такого рода являются позднейшими (колокольня Успенского собора в Новгород-Северске, Глуховской Николаевской церкви, церкви в с. Воронеже, Изюмского собора и др.).