Оборонные башни и колокольни часть 8

Общие черты с башенными зданиями имеет колокольня Максаковского монастыря. Принадлежность последней к густынской группе ясно видна в устройстве характерных ниш и оконных обрамлений, точно таких, как в Никольской надвратной церкви густынского ансамбля.

В середине XVIII в. на Украине все большее распространение получают различные вариации ордерной системы, хотя еще устойчивы местные национальные традиции.

Самым крупным зодчим этого переходного периода был Иван Григорович-Барский (1713—1786 гг.). В постройках Барского отчетливо проявляются принципы ордерных систем. Правда, колонны и портики еще не отделяются от стены, а в объемно-пространственном построении сохраняется национальное своеобразие, главным образом в форме крестообразного плана.

Колокольня Кирилловского монастыря с проездом в нижнем ярусе, построенная Барским в 1760 г., сохраняла схему предшествующих киевских колоколен. Одиако по бокам колокольни Барский пристроил двухэтажные объемы, по-впдимому, утилитарного назпаченпя.

Сохранилась мало известная колокольня Софроииевского монастыря около Путивля, построенная в 1757 г. Она очень близка колокольне Кирилловского монастыря по характеру объемного построения. Купол этого здания необычен. По украинской традиции на нем устроена кровля с заломом.

Даже в тех случаях когда высотные здания строились с применением ордера, иногда проявляются черты, идущие от местных традиций. Об этом говорит, например, характерная форма фронтонов в виде двух гигантских волют. Эта же форма придана четырем контрфорсам, укрепляющим углы колокольни Троицкого собора в Чернигове. Эта колокольня производит впечатление недостроенной, что объясняется неумелой реставрацией после пожара в 1778 г.

Колокольни XVIII в.—Киево-Печерской лавры (1745), Вознесенского собора в Переяславе (1770), Троицкого монастыря в Чернигове (1774), Ахтырская (1741), Козелецкая (1766), Мгарская (XVIII в.), Полтавско-Крестовоздвиженская (XVIII в.) — являются сооружениями с общими чертами ярусного построения на классической основе.

Следует отметить изысканность, стройную грациозность силуэтов этих сооружений. Их пропорции всецело подчинены выявлению главного композиционного назначения, как вертикальных доминант в сложных и разнообразных по объемам ансамблях.

septilos.ru