Планы изображенных зданий в большинстве случаев представляют вытянутый прямоугольник, равномерно разделенный на отдельные проходные или непроходные комнаты. Если план зданий приближается к квадрату, то он разделяется на такие комнаты взаимно пересекающимися перегородками без каких-либо коридоров или анфиладности. В этих зданиях значительное место занимают обычные сени. Кровли четырехскатные, реже — двускатные. Встречаются крыши с заломом и мансардными помещениями. Большинство изображенных на чертежах зданий, как это явствует из надписей, «сделаны из брусся соснового» или «пластин соснового дерева», в некоторых комнатах установлены «печи белые», а потолок «сосновый гладкий», ширина и длина зданий зависят от габаритов камер — комнат и их количества.
Примитивный характер этих чертежей, неумение различать планы, фасады и разрезы говорит о том, что более совершенная строительная культура в эту сравнительно позднюю пору касалась только немногих уникальных зданий.
Обратимся к сохранившимся каменным домам рассматриваемого типа. Так же как и в жилом строительстве, простейшими из них являются дома однокамерные, двухкамерные и т. д., вытянутые в одну линию. Украинская хата, кроме деления на две части с сенями посередине, имеет и более простой планировочный вариант — двухкамерный, состоящий из одной жилой комнаты и сеней. Ряд дошедших до нас памятников каменной гражданской архитектуры рубежа XVII—XVIII вв. наследует этот тип.
В древнем городе Любече до наших дней сохранилась так называемая каменица Полуботка, которая по своей планировке представляет именно такой тип. В настоящее время здание изуродовано пристройками с обоих торцов. Старая крыша с заломом сгорела во время Отечественной войны и заменена на двускатную. Это одноэтажное здание с подвалом. Первый этаж состоит из одного квадратного в плане помещения, перекрытого сомкнутым сводом, к нему прилегают сени, перекрытые коробовым сводом. Пяты сводов расположены почти на уровне подоконника, поэтому оконные проемы глубоко врезаны в толщу свода.
Массивность стен, характер проемов, отсутствие признаков отопления и обширный подвал — все это говорит о том, что здание вероятно не было жилым. Возможно в первом этаже каменицы было служебное помещение типа канцелярии, а в подвале — склад.
Судя по рисунку художника Сластёна 1895 г., это здание было очень простым. Оконные и дверные проемы украшены незатейливыми наличниками овальных очертаний и единственный декоративный элемент фасадов — это спаренные пилястры на углах.
Общие черты с Любечским памятником имела так называемая каменица Константиновичей в Чернигове1. Ее прямоугольный объем был разделен в плане на две неравные части; как обычно, под зданием был устроен подвал. Часть сводчатого перекрытия позже заменена на плоское. Небольшие оконные проемы были снабжены железными решетками и такими же ставнями. Как и в Любечском памятнике, стены продольного фасада были украшены лопатками