Общественные и хозяйственные здания часть 6

Бесстолпная трапезная Троицкого монастыря в Чернигове является подлинным шедевром национального архитектурного стиля. Памятник возведен в 1679 г. еще до постройки главного здания этого ансамбля — Троицкого собора. Здание трапезной, одно из самых древних в группе черниговских памятников XVII в., принадлежит к числу памятников черниговской архитектурной школы. Влияние структурного построения этого здания на ряд других памятников несомненно. Его планировочная структура повторена в трапезной Михайловского монастыря в Киеве. В других случаях существуют незначительные различия, например, в тра¬пезной Выдубецкого монастыря. Но общая схема и здесь сохраняется: к помещению церкви с запада примыкает обеденный зал, к нему в свою очередь примыкают вспомогательные помещения для приготовления пищи и хранения продуктов. Такая же схема соблюдена в бесстолпных трапезных Гамалеевского, Густынского и других ансамблей.

Трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII—XVIII вв.).
Трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII—XVIII вв.). Фрагмент фасада

Отличительной особенностью Черниговского памятника является то, что примыкающая к трапезной церковь имеет два купола, а не один, как обычно. Здесь подкупольный четверик с помощью плоского паруса переходит в восьмерик, который конусообразно суживаясь переходит в свою очередь в фонарь, увенчанный главкой. В построении внутреннего пространства явственны приемы, идущие от деревянной архитектуры.

Перекрытый цилиндрическим сводом зал трапезной является уникальным примером построения интерьера в зданиях XVII в. Выразительность сводчатого перекрытия подчеркнута распалубками стрельчатой формы с профилированными нервюрами.
Пропорциональный анализ этого сооружения показывает, что его план построен по принципу соотношения стороны квадрата и его диагонали.

Современные купола имеют приплюснутую форму, не соответствующую форме внутреннего пространства. Вероятно, они были перестроены после пожара монастыря в 1731 г. Купола такой же формы в первой половине XVIII в. известны в ряде других памятников, например, в церкви на Экономических воротах Киево-Печерской лавры.

В характере пластической обработки фасадов трапезной несомненны некоторые черты сходства с пластикой дома Лизогуба. Однако принципиальное различие заключается в том, что трапезная имеет ярковыраженный главный фасад, чего нет в лизогубовском доме.

Энергичный вертикальный ритм главного фасада, глубокие оконные проемы в толще стены, характерные треугольные фроитончики над окнами — все это производит впечатление большой гармонии.

Примечательно, что в зданиях трапезных, как и во многих других зданиях культового и гражданского назначения, содержится немало черт типично русского характера. Прежде всего это относится к обрамлению оконных проемов и вообще к характеру наружной пластики. Этот сплав русских и украинских архитектурно-строительных традиций рождал мажорные, радостные, нарядные художественные образы, которые ярко и полно выражали ликование, горделивое чувство народа, одержавшего победу в своем национальном утверждении.

Трапезная Михайловского монастыря в Киеве по объемно-пространственному решению напоминает черниговский памятник, за исключением того, что над ней высится не два купола, а один. Фасады основного корпуса решены скромнее. Окна в современном виде и по сохранившемуся обмеру середины XIX в. кажутся слишком большими. Вероятно-они были растесаны, так как показанные на чертеже верхние обрамления не совпадают с проемами. Следует отметить хорошее расположение входа — на фоне гладкой стены он логично выделен по бокам двумя оконными проемами небольшого размера.

Объемно-пространственная композиция трапезной Выдубецкого монастыря умело приспособлена к рельефу местности. Здание расположено на бровке крутого обрыва. С северной стороны продолговатый корпус является двухэтажным, а с южной — одноэтажным. В этих своеобразных условиях здание решено очень целесообразно. Не потребовалось даже устройства контрфорсов, чтобы противостоять давлению грунта на одну из степ; роль таких контрфорсов в данном случае играют мощные своды междуэтажного перекрытия.

далее

septilos.ru