Общественные и хозяйственные здания часть 8

Существует еще один памятник, в котором сказалось влияние русской архитектуры, — это один из корпусов Новгород-Северского монастыря, включающий трапезную. Здание довольно сложно в планировочном отношении, что объясняется, по-видимому, разновременным возведением отдельных частей этого корпуса и различным их назначением. Одна часть корпуса представляет собой усложненный тип келий. К ней примыкает обеденный зал. По русскому образцу этот зал является одно-столпным, к нему в свою очередь примыкает небольшая Петропавловская церковь с плоскими парусами перехода подкупольного квадрата к восьмерику, что заимствовано из приемов деревянного строительства.

Еще одним примером одиостолпного зального здания является трапезная Никольского монастыря в Киеве (XVII в.)

Существовали также двухэтажные трапезные. Такой была претерпевшая много перестроек старая трапезная Киево-Печерской лавры (конец XVII — середина XVIII в.). На ее месте в 1900 г. была построена новая трапезная по проекту арх. В. Николаева с участием А. Щусева.

Из сохранившихся зданий этого типа следует назвать трапезную Братского монастыря в Киеве (конец XVII в.); она отличается от других высотой зала, окнами в два этажа и красивым коробовым сводом с распалубками над окнами. Здание неоднократно переделывалось, а в XIX в. было обстроено одноэтажным корпусом.

Традиция строительства больших бесстолпных помещений нашла свое проявление в прекрасно решенном Григоровичем-Барским грандиозном интерьере трапезной Константпно-Еленинского монастыря на Подоле в Киеве (середина XVIII в.). Здесь зал шириной около 15 м смело перекрыт коробовым сводом. Значительный распор свода требовал утолщения стен или устройства контрфорсов. Ни того, ни другого здесь нет. Распор свода погашают парные металлические затяжки.
Творчество Барского является как бы итогом того процесса, который совершался в украинской архитектуре начиная со второй половины XVII в. Суть этого процесса заключалась в том, что в результате национально-культурного подъема и роста производительных сил требовались новые типы зданий, формировалось иное отношение к образам архитектуры, а это в свою очередь требовало особых средств выразительности, новых архитектурных форм. Творчество Барского завершает этот процесс и предвещает утверждение на Украине стиля классицизма.

По сравнению с небольшими украинскими трапезными русские трапезные поражают своей величиной и пышностью. Таковы, например, грандиозные трапезные Саввино-Сторожевского монастыря (1650 г.), Симонова монастыря в Москве (зодчие Парфен Потапов и Осип Старцев, 1685 г.) и Ново-Девичьего монастыря (1687 г.). Длина трапезной Симоновского монастыря 50 м, но в принципе — это типичная схема украинских бесстолпных трапезных. Может быть, не является случайностью то, что одним из авторов ее был Осип Старцев, построивший соборы Никольского и Братского монастырей в Киеве.

типы зданий с башнями

Типы зданий с башнями. Планы и фасады
верхний ряд — трапезная Гамалеевского монастыря (XVIII в.), трапезная Троицкого монастыря в Чернигове (XVII в.), трапезная Новгород-Северского Спасского монастыря (XVII в.), трапезная Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (XVII—XVIII вв.); нижний ряд — Черниговский коллегиум (XVII в.), Академия в Киеве (XVIII в.), трапезная Выдубецкого монастыря в Киеве (XVII в.), ратуша на Подоле в Киеве (XVII—XVIII вв.)

septilos.ru