Архитектурные детали Спасского собора в Изюме являются точным воспроизведением деталей харьковского Покровского собора. Учитывая, что эти здания почти одновременны, можно предположить, что они строились одним мастером или группой народных зодчих под руководством одного мастера. В обоих памятниках явственны черты русской архитектуры. В этом нет ничего удивительного, ибо в этих районах всегда было сильно русское влияние. Уже в XVII в. здесь находились русские гарнизоны и русскими мастерами создавались укрепления так называемой украинской линии.
Столь же замечательным памятником группы пятикупольных храмов является Троицкий собор Густынского монастыря (1676 г.). Не будет преувеличением сказать, что этот памятник является одним из лучших произведений украинской архитектуры.
Для изучения истории украинской архитектуры этот ансамбль особенно привлекателен. Все в нем значительно и интересно: и комплекс в целом, и каждое здание в отдельности, и история строительства этих зданий, и связанные с этим архитектурным комплексом выдающиеся имена, и события истории украинского народа.
Основание этого монастыря, так же как и ряда других монастырей Левобережья в XVI в., связано с именем Раины Вишневецкой. Постройки XVI — начала XVII в. не сохранились, ибо они были деревянными. Фундатором дошедших до нас каменных зданий Густынского монастыря был гетман Самойлович. «Летописец о первом зачатии и создании святые обители монастыря Густынского» 1 повествует о том, как «иачаша здати церковь малу… в року 1614… а року 1636… попущением божиим за грехи наши церковь оная божия со всею красою и лептою своею среди белого дня сгоре вся даже до основания… и иные все здания монастырские истощися и сгоре…».
В 1671 г. новая церковь опять сгорела «со всякими украшениями, сиреч з роботою зело прекрасного снецарского и малярского». В 1672 г. был заложен нынешний Троицкий собор.
Этому памятнику присущи многие черты, о которых уже говорилось, поэтому следует остановиться только на тех, которые особенно характерны. В этом здании обобщено все то самобытное и оригинальное, что постепенно развивалось в украинском зодчестве. Крестообразные объемы здания, как и в ряде других случаев, по внешним углам закреплены пристройкой дополнительных объемов, которые скомпонованы с учетом общей пирамидальной композиции. С этой целью они разделены по горизонтали на две части: нижняя — прямоугольная, верхняя — граненая.
Эта граненность присуща всем частям здания. В итоге получилась богатая игра плоскостей.
В решении композиционной задачи большую роль играет форма оконных проемов. Здесь применено восемь типов окон, от самых больших, в выступающих крестообразных объемах, до самых маленьких в верхнем ярусе угловых объемов. Для создания четкого ритма в необходимых случаях рядом с оконными проемами устроены глухие ниши. Оконные проемы и ниши обрамлены висячими полуколонками. Особенно богато обработана восточная абсида; другого подобного примера мы не знаем в украинской архитектуре.