Соборы и церкви часть 14

Архитектура комплекса Густынского монастыря оказала влияние на последующее строительство. Черты этой архитектуры заметны в зданиях Максаковского и Крупицко-Батуринского монастырей и в Спасском соборе в Прилуках (1716 г.). По объёмно-пространственному решению собор в Прилуках аналогичен Троицкому собору, хотя намного уступает ему в гармоничности и производит впечатление механически составленных объемов. Особенно мелко и немасштабно купольное завершение этого здания.

Михайловский Златоверхий собор в Киеве (XI—XVIII вв.). Пропорциональный анализ западного фасада

Михайловский Златоверхий собор в Киеве (XI—XVIII вв.). Пропорциональный анализ западного фасада

Прекрасную группу памятников рассматриваемого типа составляют: церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры (1698 г.), цер­ковь в Лютеньках Полтавской области (1686 г.), Георгиевский собор Выдубецкого монастыря (1701 г.), Успенский собор в Новгород-Северске (конец XVII в.), Екатерининская церковь в Чернигове (1715 г.) и цер­ковь в Сорочинцах (1732 г.). Объемно-плановое решение этих зданий в принципе является одинаковым. Мы обратим лишь внимание на некоторые особенности этой группы.

Георгиевский собор

Архитектура Георгиевского собора Выдубецкого монастыря и церкви на Экономических воротах Киево-Печерской лавры поразительна по изысканности, грациозности и богатству пластического убранства.

 

Эти два здания исполнены по­истине артистически. Удивляет уверенность, с которой архитектор оперирует объемами, пропорциями и декоративным убранством.

Если в Прилукском соборе архитектор не знал, что ему делать с оконными проемами и очень нерешительна расположил их в четыре ряда в одноэтажном здании, то в этих памятниках тонко и умело достигнута гармоничная слаженность и торжественная приподнятость архитектурного образа.

Эта архитектура звучит мажорно, что соответствует данному этапу истории украинского народа.

Каждая грань объемов очерчена сильно раскрепованными угловыми пилястрами, в капителях которых волюты выгнуты в обратную сторону, чего, вероятно, нет больше нигде в мире. Ритм окон и вообще ритм второго яруса церкви па Экономических воротах великолепен.

Рисунок оконных наличников этих двух памятников, а также черниговской Екатерининской церкви поражает своим благородным изяществом. Надо добавить, что эти здания были белого цвета, излюбленного на Украине. В этих районах даже деревянные здания обычно белились.
Георгиевский собор в Даневке

Белый цвет создает богатейшую гамму оттенков в зависимости от освещения, времени дня и года, от окружения, направления падающих теней и т. д.

Все это, вместе взятое, создает неповторимое очарование этой группы памятников, подлинную национальную самобытность их облика.

Достопримечательностью Сорочинской церкви является ее наружное убранство. По объемному построению она представляет тот же тип. Ее центральный купол очень велик. Боковые же настолько малы, что световые барабаны играют незначительную роль.

Пропорциональный анализ планов здании этого типа, в частности Густынского Троицкого собора, церкви в Сорочинцах, Изюмского собора и Николаевского собора в Нежине, показывает, что основой пропорционирования служит размер подкупольного квадрата, т. е соотношение его сторон и диагонали (см. чертежи).

Существует сооружение, которое как бы подводит итог строительству крестообразных пятикупольпых зданий на Украине. Это собор в Козельце (1764 г.). Его объемно-плановая структура усложнена, но в принципе аналогична рассмотренным зданиям.

далее

septilos.ru