Соборы и церкви часть 19

Эти храмы строились на Украине почти одновременно в 1680—1700 гг. Это были годы сравнительно продолжительного правления Украины гетманами Самойловичем и Мазепой. Казацкое старшинство достигло апогея своей власти. Именно в это время «ясновельможные» и их окружение порывают с той демократической основой, которая существовала при Хмельницком. Правда, казацкие старшины явно переоценивают свою роль, так как русское самодержавное правительство стремится к ликвидации даже относительной автономии Украины. Перед казацкими старшинами стоял выбор: либо превратиться в рядовое российское дворянство, либо пойти на конфликт с самодержавием и угодить в Сибирь. Казацкая старшина искала путей возвеличения и сохранения своего престижа в формах монументального культового зодчества.

Троицкий собор в Чернигове (1679—1695 гг.). Аксонометрический разрез.

Троицкий собор в Чернигове (1679—1695 гг.). Аксонометрический разрез

В большинстве бесстолпных крестообразных зданий религиозные церемонии не предусматривали какой-либо дифференциации населения. Многокамерное, довольно сложное построение пространства в храмах нового типа было более удобным для общества, все более расслаивавшегося на имущественные и правовые группы.

Собор Троицкого монастыря в Чернигове является старейшим зданием этого типа. Он выстроен в 1695 г. В 1781 и 1808 гг. горел. После пожара 1781 г. вместо прежних пяти куполов было восстановлено три, остальные оказались поврежденными настолько, что были совсем разобраны 1.

Планировка здания и основные объемы дошли до нас без изменения, но наружные и внутренние детали, несомненно, подвергались переделкам и модернизации в духе классицизма. Однако эти переделки не уничтожили полностью своеобразие первоначальной архитектуры. Достаточно сказать, что в здании нет колонн или полуколони, а пилястры не имеют развитых капителей и баз. Своеобразным «латинизмом» является устройство ниш на всех фасадах в обоих ярусах здания. В таких нишах в католических странах обычно устанавливалась скульптура, здесь же в некоторых нишах сделаны живописные изображения, видимо, более позднего происхождения.

На западном фасаде собора находятся две башни, увенчанные восьмигранными главами. Внутри одной из них устроена лестница, ведущая в. верхние ярусы. Наличие этих башен обычно считается приемом, заимствованным в западной архитектуре. Однако в Чернигове еще с XI в. сохранился Спасский собор с двумя башнями на западном фасаде (одна из них — поздняя).

Если в зданиях предшествующих типов интерьер обычно решался просто, без украшения, если не считать богатого резного иконостаса, то здесь не только иное пространственное построение интерьера, но и иной принцип его декоративного убранства. Все рассчитано на внешний эффект. Сильно раскреповаиные столбы, трехъярусные боковые нефы с балюстрадами, удаляющиеся в перспективе крестовые своды нижних галерей боковых нефов — все это выглядит нарядно, тем более что стены и потолки покрыты декоративной и тематической росписью (живопись была поновлена в 1876 —1878 гг.). Пятиярусный иконостас собора представлял собой редкий образец работы украинских мастеров XVII в. Несомненно, зодчий был знаком с архитектурой итальянского Возрождения и с ее реминисценциями в более близких к Украине странах.

далее

septilos.ru