Этот тип зданий — трехчастных однокупольных — прослеживается в хорошо сохранившейся Ильинской церкви на Подоле в Киеве, построенной в 1692 г. киевским мещанином Петром Гудимом. Здесь также слегка выражена крестообразность плана, а внутреннее пространство имеет трехкамерное построение. Объемно-пространственная композиция этого небольшого здания отличается четкостью и простотой пропорций. Внутреннее пространство ясно выражено в наружном объеме, детали скупые и хорошо прорисованные, наличники исполнены в характере московской архитектуры.
В начале XVIII в. рядом с Ильинской церковью была построена колокольня с еще более выраженными чертами московского зодчества, даже увенчанная шатром. В 1755 г. этот памятник реставрировался и были построены нарядные въездные ворота с разорванным барочным фронтоном.
Центрическая трехчастность украинских церквей получает свое дальнейшее развитие в том, что центральная часть зданий становится более выявленной, а завершение церкви становится трехкупольным. Это объемно-пространственное построение является национальной особенностью украинских храмов. Устойчивость этой схемы определилась логической простотой, конструктивной и функциональной целесообразностью. Эта традиционная схема издавна разрабатывалась в деревянном зодчестве. Из поколения в поколение народные зодчие рубили из дерева трехсрубные, трехкупольные храмы. На Левобережье существовали шедевры этой деревянной архитектуры1.
Самым оригинальным и наиболее древним памятником каменной ахитектуры такого рода является Рождественский собор в Стародубе. По некоторым данным собор построен в 1617 г. В 1677 г. он горел и был восстановлен в конце XVII в.; вторично горел в 1744 г. Несмотря на это, первоначальный вид здания, видимо, не очень изменился.
1 Вопросы деревянной архитектуры Левобережья и Поднепровья изучены слабо, и таких памятников сохранилось очень мало. Ценнейшие материалы о деревян¬ном строительстве на Левобережье подготавливаются к печати С. А. Таранушенко, который любезно ознакомил с ними автора. Часть этих материалов опубликована в его статье «Пам’ятники Архiтектури слобожанщини XVII—XVIII вв.» (Сб. «Питання icтopii архiтектури та будiвельноi технiки Украiни», Киiв, 1959).
Обширная строительная деятельность в Стародубе объясняется тем, что в свое время Стародуб был самым большим на Украине полком (административная единица того времени). Главные центры этого полка — Стародуб и Новгород-Северск — по тому времени были крупными городами. Кроме того, Стародуб являлся крупнейшим торговым центром Украины с обширными, даже международными связями. В области архитектуры и строительных традиций здесь имели место различные наслоения. Это объясняется не только географическим положением, но также тем фактом, что после воссоединения Украины с Россией на Стародубщину было переселено много русских старообрядцев, особенно при Петре I.
Рождественский собор в Стародубе (XVII в.)